Шахматный всеобуч


 

В УЧРЕЖДЕНИИ ОРГАНИЗОВАН ШАХМАТНЫЙ ВСЕОБУЧ. УЧАЩИЕСЯ МОГУТ НА ПЕРЕМЕНАХ ПОИГРАТЬ В ШАХМАТЫ, ОБСУДИТЬ РАЗЛИЧНЫЕ ШАХМАТНЫЕ КОМБИНАЦИИ.

Игра в шахматы давно приобрела миллионы поклонников во всем мире, но о ее истории мы знаем немного. Существует множество легенд и мнений ученых о месте и времени зарождения шахмат. Большинство исследователей считает Индию родиной популярной игры. В середине первого тысячелетия там возникла игра чатуранга, что в переводе означает «четыре ранга» или «четыре вида войск». В этой игре войсками руководил предводитель, раджа.

Шахматы тех времен не были похожи на современные. За годы странствий по странам и континентам внешний вид фигур претерпел многочисленные изменения, но суть игры осталась неизменной. Шахматы – это своеобразная «война» между двумя противоборствующими сторонами, которая ведется по определенным законам и установленным порядкам.

В Европу шахматы пришли из Халифата в XI веке. Игра стала любимым развлечением знати, ученых. За доской с удовольствием проводили время придворные в королевских дворцах, обитатели рыцарских замков. В это же время путешественники привезли шахматы из Персии и на территорию Руси.

В шахматы любили играть многие выдающиеся личности: Иван IV, Александр Пушкин, Лев Толстой, Иван Тургенев и другие.

За годы существования Советского Союза была создана белорусская школа шахмат, считавшаяся одной из сильнейших в Советском Союзе (СССР), подготовлен ряд выдающихся гроссмейстеров и мастеров спорта, победителей и призеров чемпионатов СССР, представительных международных турниров.

В настоящее время из белорусов в мировую шахматную элиту входят Борис Гельфанд и Илья Смирин (представляют Израиль), Сергей и Андрей Жигалко, Владислав Ковалев и Анастасия Зезюлькина. От них не отстают и юные шахматисты. Каждый год белорусские юноши и девушки завоевывают медали и поднимаются на пьедестал почета на чемпионатах мира и Европы.

Польза шахмат для развития ребенка

В 1798 году Бенджамин Франклин сказал: «Так же, как огранка алмаза превращает его в бриллиант, занятия шахматами позволяют раскрыть умственные способности». Мы решили напомнить о том, как обучение этой игре влияет на интеллект и характер детей.

В последнее время и врачи, и учителя, и родители бьют тревогу. Дети перестают играть во дворе - не играют в догонялки или «казаки-разбойники», девочки не прыгают через скакалку или ещё недавно популярные резинки. Почему позабыто так много игр и развлечений, из-за которых раньше детей нельзя было зазвать домой, даже чтобы поужинать? Сегодня всё свободное время у них отнимают компьютерные игры или «общение» в социальных сетях.

Родители, стремясь воспитать из ребёнка самостоятельного и успешного человека, стараются заполнить свободное время детей занятиями в спортивных секциях, в музыкальной или художественной школе. Ещё один отличный способ избежать интернет-зависимости - это научить ребёнка играть в шахматы. Эта игра доставляет детям много радости, в то же время оказывает огромное влияние на их умственное и психическое развитие.

Развитие логики и пространственного воображения

Прежде всего шахматы - это прекрасный тренажёр для мозга, значительно увеличивающий его интеллектуальные способности. В процессе игры происходит одновременная и синхронная работа сразу двух полушарий мозга, благодаря чему отмечается активное развитие как логического, так и абстрактного мышления.

Благодаря шахматам в работу включается левое полушарие мозга, отвечающее за логический компонент, построение грамотных и последовательных цепочек. Обратите внимание: в школах уроков логики нет, а занятие шахматами с первых же дней знакомства с ними учат детей логически мыслить и рассуждать.

Не менее значима и работа правого полушария, которое отвечает за моделирование и создание возможных ситуаций, что влияет на развитие пространственного воображения. Умение предугадывать и прогнозировать события, стремление просчитать все возможные варианты и исходы игры, умение принимать оперативные решения и делать значительные решающие ходы – вот основные навыки, которые получает шахматист.

Тренировка памяти и концентрации внимания

Во время занятий шахматами у ребёнка вырабатывается усидчивость, поскольку он концентрирует внимание на одном процессе. Особенно важно обучение игре в шахматы гиперактивных детей, которые с трудом могут усидеть пять минут на месте. Они становятся спокойнее, уравновешеннее.

Мнемические процессы также интенсивно используются в шахматах, поскольку игрок использует как долговременную, так и оперативную память, используя при этом визуальную, цифровую, цветовую стимульную информацию. Экспериментально подтверждено, что у детей, играющих в шахматы, скорость интеллектуальной реакции становится выше. У них улучшается успеваемость в школе, особенно по точным наукам.

В некоторых странах шахматы даже являются обязательным школьным предметом (Испании, Германии, Китае, Мексике, Лиме, Японии), а где-то их только начинают активно внедрять в области детского образования и воспитания (США, Канада, Венгрия и некоторые другие европейские державы).

Приучение к самостоятельности и ответственности

Ребенок учится самостоятельно мыслить логически и осмысленно принимать решения. Даже, казалось бы, простые решения (какой фигурой сделать ход) приучают детей к самостоятельности и ответственности. У них формируются общие навыки планирования действий, которые необходимы уже в дошкольном возрасте, чтобы дети учились правильно планировать свое время, стратегически мыслить и достигать целей.

Увы, многие из нас зачастую лишь запоздало вспоминают поговорку «семь раз отмерь, один – отрежь». А вот шахматы научат детей не принимать поспешных решений, ибо они часто являются ошибочными. Статистический анализ доказывает, что из числа людей, умеющих играть в шахматы, вырастают многие выдающиеся специалисты, учёные и руководители большого государственного масштаба.

Творческое самовыражение

Одним из важнейших качеств шахмат является то, что они могут стать школой творчества для детей, своеобразным выходом из одиночества и активный досугом, который позволяет утолить жажду общения и самовыражения. Играя с соперником, ребёнок постепенно начинает играть и с самим собой - и приходит к выводу, что моделировать ситуации и последствия ходов в уме куда эффективнее, чем испытывать их непосредственно на практике. Таким образом, мозг постепенно начинает работать не только на запоминание и воспроизведение информации, но и на поиск оригинальных идей и нестандартных решений для достижения желаемого результата.

Формирование характера

Начиная увлекаться шахматными партиями в раннем возрасте, ребёнок получает мощный толчок развития - как в интеллектуальном, так и в личностном плане. Шахматы помогают избавиться от застенчивости: дети, которые начинают занятия «тихонями» и боятся лишнее слово сказать, быстро раскрываются: становятся общительными, проявляют настойчивость и целеустремлённость.

Благодаря своей спортивной составляющей шахматы закаляют бойцовский характер: у ребёнка формируются такие черты как эмоциональная устойчивость, твёрдая воля, решимость, желание побеждать и стремление к победе. При этом поражения, которые неизбежно постигают любого игрока, учат его стойко и достойно переживать проигрыш, видя в нём новую возможность для развития, относиться к себе самокритично и анализировать собственные поступки, извлекая нужный и ценный опыт.

 


Государственное учреждение образования «Средняя школа №1 г. Любани» © 2013-2017