Роль родителей в профессиональном определении школьников

 

Профессиональная деятельность в жизни каждого человека занимает одно из ключевых мест. С самого рождения ребенка родители задумываются о его будущем, следят за состоянием здоровья, интересами и склонностями, стараются определить дальнейшую судьбу.

Учеба в школе выявляет у детей избирательное отношение к учебным дисциплинам. У отдельных учащихся очень рано обнаруживается интерес к некоторым предметам, склонность к определенным видам деятельности: изобразительной, музыкальной, спортивной и др.

По данным статистики, большинство молодых людей при поступлении в учебные заведения не соотносят выбор профессии со своими психическими и физиологическими возможностями. Поэтому некоторые разочаровываются в правильности своего выбора уже на первом году обучения в профессиональном учебном заведении, другие – в начале своей профессиональной деятельности, третьи – в течение 3-5 лет работы по специальности.

Иногда молодые люди после получения профессионального образования не могут работать по избранной профессии из-за психофизиологических показаний (влияние вибрации, аллергия, слабое зрение и т.п.). В этом случае становится актуальным новый выбор профессии, а переориентация может вызвать психическую травму.

Поэтому для каждого школьника важно соотнести свои жизненные планы с личными способностями и особенностями здоровья. Это весьма сложная медико-психологическая задача, и недооценка ее актуальности часто приводит к серьезным профессиональным и личным проблемам в жизни человека.

Влияние родителей на профессиональный выбор своих детей бесспорно. В некоторых семьях этот вопрос решается авторитарно, исходя из предположения, что родители лучше знают, что нужно ребенку. Поэтому перед психологом-профконсультантом стоит задача согласовать представления учащихся и их родителей о профессиональном будущем старшеклассника.

Обсудить с подростком пути его будущего можно по-разному: у кого-то можно спросить прямо: «А что ты будешь делать, если у тебя не получится стать врачом?», тревожному подростку можно предложить пофантазировать: «Давай представим, какие профессии ты мог бы выбрать», или обсуждать эту проблему применительно к третьим лицам.

Семья – это то пространство, где формируется отношение к профессиональной деятельности. У каждого из взрослых есть свое представление о работе, которое они, порой сами того не ведая, передают ребенку. Если родители относятся к работе как к значимой части собственной жизни, рассматривают ее как средство самореализации и самовыражения, то ребенок с раннего детства усваивает, что удовлетворенность жизнью напрямую связана с работой, и наоборот. Следовательно, огромную роль в выборе будущей профессии играет семья, хотя сами подростки могут и не осознавать этого. Всем известны примеры трудовых династий, когда несколько поколений семьи работают по одной специальности. Таким образом, если подросток выбирает профессию родителей, необходимо обсудить с ним мотивы его выбора, понять, что им движет.

Важно помнить, что профессиональный выбор, сделанный подростком сейчас, не окончательный. Никто не знает, как изменится жизнь через 10-15 лет, какова будет ситуация на рынке труда. Возможно, что профессии, которые в настоящее время оплачиваются достаточно высоко, совсем не будут востребованы, и наоборот.

И, наконец, самое главное для подростков, как бы они ни стремились к самостоятельности, – это ощущение поддержки со стороны взрослого. Для детей важно, что по трудному пути самоопределения они идут не одни, что рядом находится взрослый, который поддержит в трудную минуту и поможет, независимо от выбранного ими пути. Это ощущение придает им уверенность в своих силах и побуждает к достижениям, теперь уже не учебным, а профессиональным.

 

 

 

Государственное учреждение образования «Средняя школа №1 г. Любани» © 2013-2017