Формирование учебных умений на уроках истории

Тема. Религия Древнего Египта

Разработка урока.Скачать Презентация.Скачать

 

Автор:Ирина Ивановна Шаплыко, учитель истории и обществоведения ГУО «СШ №1 г. Любани». Окончила БГПУ по специальности «Учитель истории». Педагогический стаж – 18 лет. 223812, Минская область, г. Любань, переулок Полевой, 5, Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript , 801794-55-4-95

В начале учебного года на уроках истории в 5 классе я провожу диагностику с целью выявления уровня владения учебными умениями. Так выявляется, что у учащихся имеются существенные пробелы: у четверти школьников нет навыка беглого чтения текста, оно перемежается со слоговым (уровень чтения начальной школы),  в классе далеко не все могут пересказать прочитанное своими словами (словарный запас ограничен). А это значит, на уроках необходимо особенно сосредоточить внимание над формированием умения понимать и интерпретировать текст и над развитием спе­цифических умений.

Под умением в педагогической лите­ратуре понимаются освоенные учени­ком способы выполнения действия. Ос­воение выражается в том, что действия осуществляются осознанно и самостоя­тельно. Поэтому  нам, педагогам, необходимо ре­шать такие  вопросы, как накопление знаний о спо­собах учебной деятельности, а также выстраивать такую последовательность процесса формирования умений, кото­рая, с одной стороны, соотносится с ло­гикой изучения собственно историчес­кого материала школьных курсов, а с другой – соответствует закономернос­тям процесса поэтапного формирования умений.

Основное содержание курса исто­рии – описание, интерпретация и оценка событий, явлений, процессов прошлого – не включает сведений о способах учебной деятельности, кото­рыми следует овладеть для эффектив­ного усвоения материала (как анали­зировать исторические события, из­влекать информацию и т.д.). Характер содержания каждого урока истории столь разнообразен, что от школьни­ков может потребоваться готовность совершать действия, связанные не с одним, а с целой совокупностью уме­ний: анализ исторического события, работа с картой, с историческим доку­ментом и т.д.  В то же время с тем или иным дейст­вием (например, с показом по карте тер­ритории страны) ученик может вновь встретиться только через ряд занятий, а то и при изучении нового раздела кур­са. Эта особенность затрудняет форми­рование способности совершать то или иное действие последовательно, из уро­ка в урок.

Планируя организацию деятельности, в некоторых случаях учитель требует от учащихся умений, которыми они не обладают. Он нарушает последователь­ность в формировании умений, пропус­кает этапы отработки важных операций, без которых ученики не могут осуществ­лять такое сложное действие, как, например, кон­спектирование. Следовательно, учителю  необхо­димо придерживаться  определенной последовательности, преемственности в формировании уме­ний от курса к курсу.

Традиционно учитель, проектируя процесс изучения школьного курса, осу­ществляет календарное планирование уроков, выстраивая содержание боль­ших тем, разделов программы в логике раскрытия исторического содержания. При этом необходимо выстраивать также поурочно систему формирования уме­ний. Это важно потому, что, как уже от­мечалось, логика процесса отработки каждого из видов умений такова, что они формируются не последовательно, из урока в урок в рамках одной темы, а на протяжении всего курса. Решая задачу поэтапного формирования каждого об­щего исторического умения в пределах изучаемого курса, учитель определяет совокупность опорных уроков, в рамках которых отрабатываются составляющие его частные умения. При этом выбранные опорные уроки должны в совокупности включать все этапы деятельности учени­ков по овладению новыми способами учебной деятельности.

Традиционно выделяются такие этапы отработки учебных действий.

1. Создание у учащихся мотивацион­ной основы для формирования умения, т. е, такой ситуации, когда школьник сам захочет осознанно овладевать теми или иными способами учебной деятельнос­ти, допустим, научиться изучать перво­источник (не следует путать это с моти­вацией к овладению знаниями).

2. Изложение знаний о способах учебной деятельности. Это может быть правило (как правильно сформулиро­вать пункты плана по тексту источника и т.д.) или памятка, алгоритм, описыва­ющий последовательность целой сово­купности действий (как работать с пер­воисточником). При введении правила действий учитель одновременно сам по­казывает образец верного его выполне­ния (дает, к примеру, правильную фор­мулировку пункта плана).

3. Выполнение новых действий уче­никами с опорой на правило, памятку, под руководством учителя. Этот этап длится, обычно, не один урок. И учени­ки, если затрудняются в выполнении задания, вновь и вновь проговаривают то правило, которым следует руковод­ствоваться в своей работе. На этом эта­пе правильность действий учащихся анализирует учитель.

4. Самостоятельное    выполнение учениками соответствующего задания. На этом этапе от школьников уже тре­буется самоанализ результатов своих действий.

5. Перенос умения в новые условия (например, переход от самостоятель­ной работы учащихся с адаптирован­ными источниками к изучению подлин­ных текстов документов). Умение счи­тается сформированным, если ученик осознанно выполняет все входящие в него действия в любых ситуациях.

Напомню перечень формирования уме­ний по курсу истории в 5-6 классах.

Информационные умения:

  • · умения работать с письменными источниками исторических знаний: бег­ло читать исторический текст, разли­чать художественный, учебный и науч­но-популярный исторический текст; пользоваться оглавлением учебника, методическим аппаратом учебника (карты, иллюстрации и т.д.); самостоя­тельно пользоваться терминологичес­кими словарями, выделять главные мысли в адаптированном тексте, извле­кать из него исторические сведения;
  • · умения работать с вещественными и изобразительными источниками: раз­личать вещественные изобразительные первоисточники и их макеты, реконст­рукции, а также изобразительные пер­воисточники и художественные произ­ведения исторического жанра; извле­кать историческую информацию из этих источников;
  • · умения работать с картой: разли­чать географическую и историческую карту; читать легенду учебной истори­ческой карты; показывать по карте сто­роны света, реки, главные населенные пункты, страны, пользоваться картой-­схемой сражений;
  • · умения устной речи: строить гра­мотно предложения, излагать матери­ал связно, литературным языком, с ис­пользованием программной историчес­кой терминологии; владеть приемами исторического повествования о событи­ях и явлениях и описания единичных памятников истории и культуры, обли­ка исторических деятелей; давать само­стоятельно последовательный, развер­нутый ответ, требующий воспроизведе­ния текста учебника в объеме подзаго­ловка параграфа; рецензировать пра­вильность изложения материала и пол­ноту ответа одноклассника;
  • · умения письменной речи: грамотно писать исторические термины, понятия, имена собственные, составлять словарь исторических терминов, хронологичес­кую таблицу, схему, создавать простой план текста в объеме подзаголовка учеб­ника; вести рабочую тетрадь.

Мыслительные умения:

1. Хронологические умения: опреде­лять по году век, тысячелетие; распола­гать изучаемые события в хронологиче­ской последовательности; вести счет лет в истории: определять длительность события, отдаленность от наших дней; читать римские и арабские цифровые обозначения века, тысячелетия.

2. Умения локализации историческо­го объекта в пространстве: относить по внешним, ранее известным признакам памятники истории и культуры к той или иной цивилизации.

3. Аналитические умения: правильно употреблять основные исторические понятия и описывать их главные отли­чительные признаки; воспроизводить и объяснять готовые выводы по содержа­нию урока; относить изучаемый факт к хозяйственной, политической, духовной областям жизни людей; различать мифологических и исторических героев, мифологические и подлинные факты, главные и второстепенные событийные сведения; устанавливать связи между событием и его причинами, между собы­тием и его прямыми последствиями и воспроизводить их в своем ответе; си­стематизировать событийный материал в логике: причины - ход событий -  итоги; сравнивать (на основе выделен­ных учителем линий сравнения) сопос­тавимые факты (памятники истории и культуры, орудия труда и т.д.).

4. Умения оценивать историческое содержание.

При формировании элементарных знаний, умений и навыков необходимо соблюдать важное условие – регулярность тренировок. Другое условие заключается в следующем положении. Необходимо облечь вышеизложенные способы в игровые формы. Сделать этот род занятий для детей ненавязчивым, интересным и увлекательным. В итоге,  большинство учеников  хорошо усваивают необходимый для уроков истории материал.

Целенаправленно формируя у учащихся умения, учитель стремится к оптимальному развитию их познавательной самостоятельности, учит учиться и пополнять свои знания и готовит к творческому труду.

Приложение.

Культура і рэлігія народаў Міжрэчча

(урок па сусветнай гісторыі ў 5 класе)

Навучальная мэта: мяркуецца, што ў канцы ўрока вучні будуць:

-          ведаць сістэму пісьма Месапатаміі;

-          характарызаваць дасягненні вучоных і каляндар  Старажытнага Міжрэчча.

Задачы асобаснага развіцця вучняў:

-          стварыць умовы для фарміравання ўменняў вучняў параўноўваць аналагічныя гістарычныя працэсы і рабіць высновы, праз параўнанне рэлігій Егіпта і Месапатаміі;

-          садзейнічаць выхаванню павагі дарозных культур, іх шэдэўраў.

Тып урока: урок засваення новых ведаў.

Асноўныя тэрміны і паняцці: клінапіс, месячны каляндар.

Абсталяванне: Гісторыя Старажытнага свету: вучэб.дапам. для 5-га кл. агульнаадукац. устаноў. пад рэд. У.С. Кошалева. – Мінск: Народная  асвета, 2009.; насценная карта “Егіпет і Пярэдняя Азія ў старажытнасці”; камп’ютарная прэзентацыя “Культура і рэлігія народаў Міжрэчча”; мультымідыйны праектар.

План урока.

  1. Паяўленне клінапісу.
  2. Веды жыхароў Старажытнага Міжрэчча. Месапатамскі каляндар.
  3. Рэлігія народаў Месапатаміі.

Ход урока.

  1. I. Арганізацыйны момант.Стварэнне рабочай атмасферы, праверка гатоўнасці да ўрока.
  2. II. Праверка дамашняга задання.
  3. Хто такія асірыйцы?
  4. Якія новаўвядзенні дазволілі асірыйцам стварыць грозную і моцную армію?
  5. Назавіце і пакажыце на карце галоўны горад Асірыі. (ММП, слайд № 1)
  6. Чаму “жалезнае” царства аказалася недаўгавечным?
  7. Калі і хто разбурыў Ніневію? Колькі год таму назад гэта адбылося? Як вы даведаліся аб гэтым?
  8. Хто такі Навухаданосар?
  9. Дакажыце, што ў час кіравання Навухаданосара Вавілонія дасягнула росквіту. (ММП, слайд № 2)
  10. Што паказана на гэтым слайдзе? Што вам вядома пра “вісячыя сады”?

Настаўнік называе  тэму ўрока (ММП, слайд № 3) і прапануе вучням вызначыць мэту ўрока. (ММП, слайд № 4)

  1. III. Актуалізацыя пазнавальнай дзейнасці вучняў з апорай на ранейшыя веды.

Успомніце, што такое культура? Назавіце важнейшыя культурныя дасягненні старажытных егіпцян.

  1. IV. Вывучэнне новай тэмы па плану. (ММП, слайд № 5)

1. Паяўленне клінапісу.

Тлумачэнне настаўніка аб з’яўленні пісьменнасці ў Месапатаміі. (ММП, слайды № 6-8)

Канец IV тыс. да н.э – узнікненне пісьменнасці ў Міжрэччы.

Клінапіс – найстаражытная пісьменнасць  у гісторыі.

Кожны знак абазначаў слова ці спалучэнне гукаў.

Клінапіс складаўся з соцен знакаў, яго вучылі з вялікай цяжкасцю.

Галоўнымі цэнтрамі пісьменнасці былі школы пры палацах і храмах.

Школа называлася “дом таблічак”.Настаўніка школы звалі “бацькам дома таблічак”.

Растлумачце, чаму школа ў Міжрэччы называлася “дом таблічак”.

(Вучні могуць здагадацца, што галоўным матэрыялам для пісьма у Міжрэччы была гліна.)

2. Веды жыхароў Старажытнага Міжрэчча. Месапатамскі каляндар.

Пытанне разглядаецца шляхам каментыраванага чытання матэрыялу вучэбнага дапаможніка

с. 69 – 70.(ММП, слайды № 9 – 11)

3. Рэлігія народаў Месапатаміі.

Самастойная работа з матэрыялам вучэбнага дапаможніка с.70 – 71. (ММП, слайд № 12)

—  Параўнайце багоў Егіпта і Месапатаміі, вызначце, ці ёсць паміж імі падабенства або розніца.

Фізкульхвілінка.

Настаўнік. Якія віды мастацтва вы ведаеце?(Вучні адказваюць.) Я прапаную вам пазнаёміцца з асірыйскай скульптурай.(ММП, слайд № 13) Гэта статуя крылатага быка Шэду з чалавечай галавой, які ахоўваў, па вераваннях асірыйцаў, уваход у палац. Калі на быка глядзелі збоку, здавалася, што ён ідзе, а калі глядзелі спераду, здавалася, што ён стаіць на месцы. Параўнайце гэты малюнак з малюнкам у падручніку на с. 70. Як скульптар дасягнуў гэтага?

Матэрыял для настаўніка: бык мае пяць ног. Уявіце сабе, што мы, не ведаючы гэтай асаблівасці статуі , ідзём уздоўж палацавай сцяны да варот. Вялізарныя быкі стаяць каля ўваходу ў палац, быццам бы ахоўваючы яго. Абыйшоўшы быка спераду, мы бачым дзве яго пярэднія нагі, які стаяць у спакойнай позе. Калі мы заходзі у вароты, то ўжо паглядаем на яго збоку: адна з пярэдніх ног больш не бачна, затое стала бачнай пятая нага ў позе шага. І нам здаецца, што бык зрабіў крок наперад, быццам гэта жывы стражнік. Толькі выдаючы скульптар мог прыдумаць гэты мастацкі прыём, які вельмі ўражваў гледача!

Галоўныя вароты Вавілона, пакрытыя каляровай абпалянай кафляй, яскрава ззяючай на сонцы; яны былі упрыгожаны выявамі дзіковінных звяроў. (ММП, слайд № 14)

Зікурат Ура. (ММП, слайд № 15)

Вавілонская вежа – сяміпавярховая вежа пры галоўным храме Вавілона, яна была самым высокім будынкам у Міжрэччы. (ММП, слайд № 16)

  1. V. Першапачатковая праверка разумення вывучанага матэрыялу.

А. Назавіце помнікі культуры. (ММП, слайд № 17)

  1. 1. Вароты багіні Іштар 2. Вісячыя сады 3. Гліняная таблічка, клінапіс. 4.Бык Шэду

Б.Суаднясіце тэрміны з іх тлумачэннямі (ММП, слайд № 18)

  1. Каляндар

А) Багіня кахання

  1. Гліняныя таблічкі

Б) Бог паміраючай і ажываючай расліннасці

  1. Матэматыка

В) Матэрыял, на якім пісалі жыхары Месапатаміі

  1. Тамуз

Г) Найстаражытнейшая пісьменнасць у гісторыі

  1. Клінапіс

Д) Мудрыя пісцы лічбаў

  1. Іштар

Е) Сістэма лічэння дзён і месяцаў у годзе

  1. VI. Рэфлексія
  • Як вы лічыце, што ў культурных дасягненнях жыхароў Месапатаміі магло здзівіць старажытнага егіпцяніна?
  1. VII. Дамашняе заданне. Каменціраванне дамашняга задання настаўнікам. § 19, заданне 6, с.71
  2. VIII. Падвядзенне вынікаў урока. Выстаўленне адзнак.

Слайды презентация к уроку:

 

Государственное учреждение образования «Средняя школа №1 г. Любани» © 2013-2017