«Группы смерти» в социальных сетях – угроза жизни детей! Печать

 

Если ваш ребенок имеет доступ к интернету – он уже может быть в опасности!

В 2015 году в соцсетях появились группы, где детей склоняют к суициду в режиме онлайн. То есть, заставляют покончить с собой и снять это на камеру, выложить в сеть.

Большинство «страничек смерти» приходятся на социальную сеть ВКонтакте, Инстаграм, среди пользователей которой зарегистрировано очень много подростков. Задача создателей «групп смерти» состоит в том, чтобы довести ребенка до самоубийства посредством психологического давления и зловещих квестов.

Маньякам, которые доводят детей до самоубийства неважно, где живет ребенок. Главное, чтобы его сознание поддавалось манипулированию.

 

 

Модераторы «групп смерти» таких, как: «Кит, выбросившийся на берег», «Бабочки-однодневки», «Разбуди меня в 4.20», «f57», «Тихий дом», «Рина», «Няпока», «Море китов», «50 дней до моего…»,  часто сами находят подростков, которые уже и так страдают от депрессии и не скрывают своих депрессивных и суицидальных настроений на личной странице ВКонтакте (слушают депрессивную музыку, публикуют кровавые фотографии, ставят соответствующие статусы на страничках, увлекаются субкультурой эмо, готы, частью которых считаются суицидальные наклонности). А потом начинают жесткое и манипулятивное психологическое воздействие на подростков. Например, пишут: «Ты девочка? Тебя предали друзья? Бросил парень? Часто слушаешь грустную музыку? Тогда подписывайся на «киты плывут вверх», - так модераторы зазывают детей в свое сообщество. С детьми, вступившими в группы», связывается «куратор». Он дает задания, чтобы вроде бы проверить, готов ли подросток «поиграть». Но сначала – переписка. «Куратор» узнает, какое настроение у ребенка, выведывает информацию, чтобы составить психологический портрет «игрока». В таких группах ведется настоящая пропаганда суицида с использованием различных манипуляций – стильно оформленных картинок и видеороликов; имеется даже свой «кумир» - девочка, покончившая жизнь самоубийством, из которой сделали культовую фигуру среди подростков. Затем «куратор» дает ребенку различные задания. Чаще всего они состоят в нанесении себе повреждений, к примеру, вырезать на своём теле кита или надпись, порезать вены, оставить синяки, ожоги или ссадины на теле, и все это должно сниматься на фото или видео. «Игра» длится 50 дней и должна закончиться самоубийством ребенка, которое также должно быть зафиксировано на видео.

Также модераторы могут внушать девочкам, что они «толстые», «некрасивые», а мальчикам, что они – «лузеры», и предлагают выход – иной мир, где они станут «избранными».

Такие группы строят свою деятельность по принципу заботы и заинтересованности в ребенке. Модераторы предлагают им помощь, поддержку, понимание. Подростков тянет туда, где их якобы понимают, принимают, помнят о них.

Почему киты?

Киты относятся к тому малому числу млекопитающих, которые могут добровольно совершить самоубийство. Эти животные ассоциируются у создателей «групп смерти» со свободой, в том числе, с сознательным выбором уйти из жизни.

Подростки сравнивают себя с китами, которых отвергнул океан, под которым подразумевается общество, семья или близкий человек. Согласно описаниям из «групп смерти», киты просыпаются или умирают в 4.20 утра. В это время подростки встают, чтобы получить новое задание.

Как еще детей доводят до самоубийства?

«Группы смерти» постоянно эволюционируют. Появляются все новые и более изощренные способы склонить подростка к суициду.

Так, недавно в Украине, России, Беларуси стремительно распространялась опасная игра среди подростков «Беги или умри». Суть ее в том, чтобы на мобильный телефон снять, как игроки перебегают дорогу как можно ближе к транспортному средству, которое движется.

А еще недавно родителей ошарашил рецепт превращения детей в огненную фею. Ребенку предлагается включить ночью все конфорки газовой плиты, не поджигая, и идти спать, чтобы утром стать феей огня из Винск (мультфильм «Клуб Винкс: Школа волшебниц»). Эта «игра» тоже родом из соцсети «ВКонтакте».

Кроме того, «группы смерти» из соцсети «Вконтакте» постепенно перекачивают в другую соцсеть – Инстаграм. В конце января – начале февраля там стали появляться картинки с китами, плывущими в океане, и с манящими хештегами «синий кит», «разбуди меня в 4.20», «Я в игре», «Тихий дом». Хештеги – это ссылки, кликнув на которые можно попасть на новую страничку в соцсети или в определенное сообщество. Потом с ребенком связывается куратор и зовет в «игру». Мы знаем, как эта игра заканчивается.

Как же подросток попадает в такие группы, что его заставляет стать их участником?

Чаще всего участниками «групп смерти» становятся подростки в возрасте от 11 до 16 лет. Это возраст, когда психика еще неустойчива, присутствует юношеский максимализм, детям необходимо внимание, а зачастую родители ограничиваются лишь тем, что спросят, все ли нормально в школе и ел ли ребенок сегодня. Подростки особенно нуждаются во внимании родителей, хотя часто они отрицают это и взрослые иногда не знают, как к ним подступиться.

Проблема взаимоотношений между родителями и детьми, гиперопека или недостаток внимания к детям часто приводят к негативным последствиям и являются причиной потери близкого, доверительного контакта между родителями и детьми.

В то же время подросткам необходимо социальное общение и для них вполне естественно желание выделиться среди сверстников, получить признание и одобрение. Здоровый подросток, с нормальным психологическим созреванием, в этот период активно учится общаться в социуме и проявлять себя.

Таким образом, недостаток внимания, признания и поддержки со стороны родителей, проблемы в общении со сверстниками, проблемы в школе, «одинокое» переживание своих психологических проблем часто толкают подростков к необдуманным поступкам и попыткам любым способам привлечь к себе внимание. Они считают, что никому не нужны. Именно на ощущении ненужности и «играют» модераторы, которые тоже являются психологически подкованными людьми.

Признаки участия подростка в «группах смерти»:

Страничка ребенка в социальных сетях способна рассказать о нем многое. Обратите внимание на псевдоним, аватарку (главная фотография профиля), открытость или закрытость аккаунта, группы, в которых состоит подросток, а также на то, чем наполнена страница: видеозаписи, фотографии и друзья.

  • Если профиль страницы закрыт даже от вас, постарайтесь аккуратно выяснить, по какой причине;
  • ребенок участник групп: «Киты плывут вверх», «Разбуди меня в 4.20», «Рина», «Бабочка-однодневка» и др.;
  • ребенок применяет хэштэги: #домкитов#, #морекитов#, #млечныйпуть#, #хочувигру#, #бегиилиумри#, #d28#, #150звезд#, #ff33# и записи на своей “стене» цифр, начиная от 50 и менее;
  • упоминает, пишет имя Рина;
  • закрывание лица руками либо одеждой на фотографиях, демонстрирование указательного пальца на таких снимках, загруженных в социальные сети, символизируют суицидальные мысли;
  • на личных страницах в соцсетях есть видеозаписи, фото, тексты, связанные с суицидом;
  • рисует, есть изображения в соцсетях китов, бабочек, бритв, ножей, крови и т.д.;
  • стихи, цитаты на тему смерти или с мистическим уклоном;
  • появление на теле следов, порезов, ожогов и иных признаком нанесения себе вреда;
  • если подросток размещает у себя на странице фразы, иллюстрации на тему самоунижения и нанесения себе травм и порезов, это плохой знак.
  • группа подозрительных «друзей», появившихся за короткое время, свидетельствует о том, что подросток попал в опасную компанию;
  • ребенок упоминает о каких-то оставшихся днях: «Осталось 35 дней»;
  • сохранение на страничках социальных сетей странной депрессивной музыки (особенно музыкальных направлений, пропагандирующих печаль и смерть) — один из ярких «симптомов» суицидальных наклонностей;

Это приблизительный перечень тревожных симптомов, которые должны насторожить родителей.

Внешние признаки, когда бить тревогу:

• необъяснимое желание похудеть, сильная критика в адрес полных людей;

• увлечение кофе, ранний утренний подъем (если за подростком такого раньше не наблюдалось);

• выбор черной мрачной одежды, возможно, с символами, ассоциирующимися со смертью;

• внезапное изменение внешности: выбривание висков, окрашивание волос в неестественные тона;

• появление на теле следов порезов, ожогов и иных признаков нанесения себе вреда;

• постоянная вовлеченность в виртуальный мир, увлеченная переписка в Сети (часто с малознакомыми людьми);

• необычный сленг в переписке, которым ребенок раньше не пользовался;

• закрытие доступа к девайсам, установка дополнительных паролей на домашнем компьютере, использование браузеров, предоставляющих возможность анонимного просмотра страниц;

• пристрастие к мобильным приложениям с внутренними чатами.

• рисунки странного характера (перевернутые кресты, сатанинские звезды, масонские знаки);

• появление идеи установить в спальне зеркало напротив кровати.

• увлеченность мистическими фильмами и сценами жестокости и насилия.

• неожиданное желание сделать татуировку со странными символами.

• отказ от общения с родителями и маскировка своих проблем и переживаний.

Что делать? Рекомендации психолога:

Специалисты призывают уделять больше внимания эмоциональному состоянию детей, проверять кожу (аккуратно) на наличие повреждений (особенно в форме тех самых китов). Важно проследить, высыпается ли ребенок, и особенно, спит ли он в утренние часы.

1. Отнестись к проблеме серьезно, взвешенно и без паники. Исходя из социальной актуальности проблемы, родители должны вникнуть в деятельность подобных групп, узнать как можно больше информации, чтобы правильно оценить ситуацию со своими детьми и степень их участия в таких группах.

2. Подробно, в доверительной форме, без давления поговорить с детьми об их активности в социальных сетях. Узнать его интересы, искренне поинтересоваться тем, что им нравится в социальных сетях, как и с кем они общаются в интернете. Желательно выстроить прямой и открытый диалог с ребенком и рассказать о сути данных групп (лучше он это узнает от вас и вами будет подготовлен к этой информации).

3. Внимательно отследить реакцию ребенка на разговор. Подросток может стесняться, закрываться, уходить от разговора. Во многом это может зависеть от степени вашей близости с ребенком и формы диалога, которую вы выберете. Но зная своего ребенка, скорее всего вы поймете возможные причины его поведения и почувствуете, насколько угроза реальна для вашей семьи.

4. Если у вас возникает ощущение, что ребенок лукавит, явно уходит от разговора или присутствует символика «групп смерти» - берите под пристальный контроль жизнь ребенка и, по возможности, соберите всю возможную информацию о его жизни: в школе, с друзьями, в социальных сетях, обдумайте, что происходит «не так» в вашей семье.

5. Верните близкий и доверительный контакт с ребенком. Найдите с ним общий язык, вникните в проблемы ребенка, старайтесь больше проводить с ним времени, общаться. Если чувствуете, что сами не справляетесь, обратитесь за помощью к детскому или семейному психологу, чтобы он помог вернуть вам контакт с ребенком и выстроить здоровые детско-родительские отношения в семье.

Главное - что нужно делать родителям – говорить со своими детьми. Если в семье доверительные отношения, у подростков не появится нужды искать себе друзей среди «китов». Важно в подростковом возрасте не потерять контакт с ребенком. Он должен знать, что со своими проблемами, своей болью должен прийти к маме или папе, а не выплескивать незнакомым людям в Сети.

И еще: В детстве нас учили мамы не открывать дверь незнакомцу, не разговаривать на улице с чужими. Сейчас с детского сада детей надо приучать:

- не общаться в Сети с незнакомцами;

- добавлять в друзья в соцсетях только тех, кого знаешь лично;

- не выкладывать откровенных фотографий, предназначенных только для близких людей;

- не сообщать свои геоданные;

- соблюдать приватность в чатах, помнить, что сообщения может прочесть чужой человек;

 

Государственное учреждение образования «Средняя школа №1 г. Любани» © 2013-2017