План работы ресурсного центра по экологическому воспитанию ГУО «Средняя школа №1 г. Любани» на 2018/2019 учебный год Печать

Цель: повышение методической компетенции участников педагогического процесса по вопросам экологического воспитания, энерго- и ресурсосбережения, воспитание экологической грамотности обучающихся через совершенствование учебной и внеурочной деятельности с привлечением семьи и общественности.

Задачи:

- обеспечить системное, содержательное и продуктивное взаимодействие педагогов в области экологического образования и воспитания;

- создать методическую базу материалов по экологическому образованию;

- разрабатывать и реализовывать проекты экологической направленности.

Прогнозируемые результаты:

- создание электронного банка методических материалов по экологическому образованию на сайте школы;

- распространение эффективного опыта педагогов в области экологического образования;

- работа информационно-консультационного центра поддержки педагогов по данному направлению.

 

 

 

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ

  1. 1. Организационно-методическая работа

Предоставление имеющихся материально-технических, педагогических, информационных, интеллектуальных, программно-методических ресурсов для:

-       подготовки и проведения педагогических чтений, семинаров по актуальным вопросам экологического образования;

-       участия в экологических конкурсах, областных, республиканских экологических проектах;

-       организации методических консультаций.

2. Информационно-методическая работа:

-       участие в формировании банка педагогической и методической информации;

-       изучение перспективного педагогического опыта и достижений в области экологического образования;

-       организация и проведение семинаров-практикумов для педагогов района;

-       участие в формировании фонда аудиовизуальных и интерактивных средств обучения для проведения учебной и внеклассной работы по экологии;

-       использование возможностей информационных технологий для оптимизации школьного экологического образования;

-       информационная и методическая поддержка образовательного процесса;

-       организация консультационной деятельности по вопросам экологического образования;

-       организация апробации образовательных технологий, методик в области экологического образования.

3. Учебно-методическая работа:

-       разработка и выполнение экологических проектов;

-       осуществление исследовательской деятельности.

 

№ п/п

Мероприятия

Сроки

Ответственные

Организационно-методическая работа

1.

Планирование работы РЦ.

 

сентябрь

руководитель и совет

2.

Подготовка учащихся к участию  в экологических конкурсах, проектах.

в течение года

руководитель,  учителя предметники,

3.

Предоставление имеющихся педагогических, информационных, методических ресурсов для подготовки и проведения семинаров, конкурсов, открытых мероприятий, мастер-классов.

в течение года

руководитель и совет

 

4.

Организация исследовательской, творческой деятельности учащихся.

в течение года

руководитель, учителя-предметники

5.

Организация методических консультаций по актуальным вопросам экологического воспитания.

в течение года

руководитель, учителя-предметники

6.

Выявление, изучение, обобщение и распространение эффективного педагогического опыта в сфере экологического воспитания.

в течение года

совет РЦ

 

7.

Формирование банка педагогической и методической информации, систематизация методических разработок.

в течение года

совет РЦ

 

8.

Презентация работы ресурсного центра.

декабрь

совет РЦ

9.

Взаимодействие с районной инспекцией ПРиООС, ГЛХУ «Любанский лесхоз».

в течение года

совет РЦ

 

Информационно-методическая работа

1.

Школьная  научно-практическая конференция «Экологические проблемы повседневной жизни».

январь

руководитель,  совет РЦ, учителя-предметники

2.

Аукцион экологических  знаний «Страна Экология»

январь

учителя начальных классов

3.

Методическая лаборатория «Воспитание экологической грамотности школьников».

Интегрированные уроки (география и физика, химия и биология).

февраль

Шульгач Ж.Ф.,

Рудько Е.А.,

Кулик О.И.,

Матусевич А.Н,

Ашуйко Г.А.

4.

Презентация проекта «Экошкола «Живая планета».

апрель

учителя  начальных

классов

 

6.

Информ-дайджест «Домашняя экология».

в течение года

классные руководители

1-11 классов

7.

Педагогическая мастерская «По ступенькам здорового питания».

апрель

руководитель,

Жоховец В.С., Достанко С.Е., Горчанина Е.Н

8.

Виртуальная экологическая выставка. Тематические разделы: «Экология и экологическая безопасность», «Экология и здоровье человека», «Охрана окружающей среды».

в течение года

зав.библиотекой

Новик Е.Я.

9.

Публикации в школьной газете статей в рубрике «Экологический вестник», размещение информации на школьном сайте.

в течение года

совет РЦ

10.

Издание информационно-методических сборников «Учебные занятия по экологии»,  «Творческие работы учащихся».

май

руководитель,  совет РЦ, учителя-предметники

Учебно-методическая работа

1.

Участие в республиканском конкурсе «Эко-мир».

сентябрь

Рудько Е.А.

2.

Выявление природных объектов, подлежащих охране.

в течение года

учителя-предметники, классные руководители

5-11 классов

 

 

3.

Фотоконкурс

«Птицы, звери родного края»

сентябрь-октябрь

педагоги-организаторы, классные руководители

1-11 классов

 

4.

Конкурс кормушек

«Каждой пичужке по кормушке» (изготовление кормушек, кормление и наблюдение за птицами).

ноябрь - январь

педагоги-организаторы, классные руководители

5.

Участие в республиканском конкурсе научных биолого-экологических работ (проектов).

январь

Матусевич А.Н., Шульгач Ж.Ф.

 

6.

Оформление дидактического материала по теме «Птицы, животные, растения  РБ».

в течение года

педагоги-организаторы, классные руководители

1-4 классов

 

7.

Подготовка проекта озеленения и благоустройства школьного участка.

февраль

Дикун Т.А.,

Янович Г.Н., Царикович В.А.

8.

Участие в республиканском водном конкурсе исследовательских проектов.

март

Кулик О.И., Боярина И.П.

 

 

9.

Неделя леса.

апрель

педагоги-организаторы, классные руководители 8,10 классов

 

10.

Конкурс – выставка «Чудеса своими руками» поделки с использованием отходного материала.

март-апрель

педагоги-организаторы, классные руководители

1-8 классов

11.

Заочные путешествия по заповедным местам Беларуси.

в течение года

классные руководители

1-11 классов

12.

Конкурс «Ландшафтный дизайн пришкольного участка».

май

Янович Г.Н., классные руководители

5-8 классов

13.

Экскурсионные поездки по заказникам, заповедникам, национальным паркам, музеям природы.

в течение года

классные руководители

1-11 классов

14.

Участие в республиканском конкурсе по благоустройству и озеленению территорий «Украсим Беларусь цветами».

июль-август

Янович Г.Н., Царикович В.А.

 

Анализ  работы ресурсного центра в 2017/2018 учебном году

  1. Ответственный за работу Ресурсного центра: Костюковец Наталья Алексеевна, заместитель директора по УР.
  2. Направление деятельности работы Ресурсного центра: экологическое воспитание.
  3. Кадровое обеспечение Ресурсного центра:

ФИО

Образование

Категория

1

Шульгач Ж.Ф.

высшее

высшая

2

Ашуйко Г.А.

высшее

высшая

3

Матусевич А.Н.

высшее

первая

4

Рудько Е.А.

высшее

первая

5

Верабей И.В.

высшее

первая

6

Кулик О.И.

высшее

первая

7

Жоховец В.С.

высшее

первая

8

Янович Г.Н.

высшее

первая

Цель экологического образования и воспитания: становление экологической культуры личности и общества как совокупности практического и духовного взаимодействия человека с природой, обеспечивающего его выживание и развитие.

Деятельность администрации учреждения образования, учителей-предметников, классных руководителей, педагога-организатора в течение учебного года была направлена на то, чтобы научить учащихся с раннего возраста ценить и беречь природные богатства республики, создавать в школе необходимые условия для формирования приоритета энергосбережения.

Педагоги проводили целенаправленную работу по созданию экологического образовательного пространства, внедряли модели непрерывно-го экологического воспитания учащихся.

Экологические вопросы изучались школьниками на многих учебных предметах. Проблемы энергетики или электромагнитного загрязнения среды обучающиеся усваивали на уроках физики, проблему загрязнения окружающей среды — на уроках химии, закономерности динамики популяций — на уроках биологии, а строение биосферы — на уроках географии.

Экологическое образовательное пространство охватывает практически все учебные предметы. Педагоги проводят интегрированные уроки, конференции, факультативные занятия по учебным программам: «Здоровый образ жизни», «Путешествия по карте Беларуси», «Энергия и окружающая среда».

В процессе экологического воспитания учащиеся приобрели экологические знания по основным разделам экологии, краеведению, энергосбережению.

Овладели терминами и понятиями современной экологии (экология, экологическая безопасность, экологическая культура, экосфера, биосфера, ноосфера, природопользование, естественные (природные) ресурсы);

Получили знания об организациях, движениях и обществах, которые занимаются природоохранной деятельностью в мировом масштабе (Всемирный фонд дикой природы, Международный союз охраны природы и природных ресурсов (МСОП), Гринпис;

Изучили природу Любанского района: природные условия, климат, реки и водоемы, ландшафты, животных местной фауны, растения, охраняемые природные объекты;

Участвовали в практических мероприятиях, акциях по энергосбережению, водосбережению, обращению с отходами, по сохранению биоразнообразия: «Чистый лес», «Посади дерево!», «Покорми птиц!», «Встречаем пернатых друзей!», «Отходы в доходы», «Вторая жизнь дерева», «Сбережем тепло», «Дадим отходам второй шанс», «Экономим электроэнергию в школе и дома».

С целью массового привлечения учащихся к занятиям по экологии, совершенствования форм и методов воспитательной работы в ноябре проводился энергомарафон, в апреле – экологический марафон.

В рамках энерго- и экомарафонов проведены: конкурсно-познавательные программы, интеллект-шоу, турниры, игры-путешествия, конкурсы экологической рекламы, экологических листовок, энергоаудиты, КТД, олимпиады, защита проектов «Экошкола – живая планета», полевые практикумы, трудовые акции. Ребята приняли участие в республиканском образовательном проекте «Все в сад». Участвовали в экскурсионных поездках по заказникам, заповедникам, национальным паркам, музеям природы,

Актуальная информация о работе ресурсного центра размещена на школьном сайте, регулярно отражается в школьной газете «Переменка».

Ведется издательская деятельность (ежегодно выпускаем 3 брошюры). В районной газете «Голас Любаншчыны» 06.01.2018 опубликована статья Е.Виленты «Рацыянальнае выкарыстанне – агульны клопат».

С целью популяризации педагогического опыта были проведены районные семинары для педагогов района по темам: «Экологическое образование учащихся как условие устойчивого развития личности» (22.03.2018 г.), «Проектная деятельность как эффективная форма воспитания экологической культуры младших школьников» (26.04.2018 года).

Результаты работы в данном направлении:

Районный этап республиканского конкурса «Энергомарафон» - 2017»:

Жоховец В.С. 2-е место в номинации «Культурно-зрелищное мероприятие по пропаганде эффективного и рационального использования энергоресурсов.

Сливец К. 3-е место в номинации «Видеоролик».

Костюковец Н.А. 1-е место в номинации «Система образовательного процесса и информационно-пропагандисткой работы в сфере энергосбережения в учреждении образования».

Шульгач Ж.Ф. 2-е место в номинации «Педагогические разработки».

Республиканский Юниорский Водный конкурс:

Зинкевич Е., победитель отборочного тура областного этапа, руководитель Кулик О.И.

Районный этап областного смотра-конкурса детского творчества «Безопасность на воде глазами детей»:

Сулим Дарья, Реут Евгений в номинации «Фототворчество», Синицкий Кирилл в номинации «Видеоролик», Москальчук Милана в номинации «Кроссворд, ребус» награждены дипломами отдела образования.

Районный этап республиканского конкурса «Педагогическая мастерская: от идеи до реализации».

Шульгач Ж.Ф., 1-е место в районе, благодарность по итогам республиканского конкурса номинации «Педагогическая мастерская педагога».

Районный этап областного тура республиканского конкурса «Чернобыль – взгляд сквозь годы».

Грищеня Кристина, учащаяся 9 «Б» класса (руководитель Сливец Г.А.) награждена дипломом отдела образования в номинации «Чернобыль глазами детей».

Синицкий Кирилл, учащийся 6 «В» класса (руководитель Синицкая Л.П.) награжден дипломом отдела образования в номинации «Через призму десятилетий».

Районный этап областного тура республиканской выставки-конкурса «Зелёные оазисы» учащиеся 7 «Б» класса Батюк Дарья, Шумченя Виктория, (руководитель Мигаленя О.Н.) награждены дипломами отдела образования.

Рудько Е. приняла участие в районном этапе республиканской акции «Эко-мир».

Таким образом, используя разнообразные формы работы   с учащимися, педагоги стремятся формировать экологическое мировоззрение, развивать экологическую культуру.

 

Государственное учреждение образования «Средняя школа №1 г. Любани» © 2013-2017