Пути помощи семье, воспитывающей ребенка с диагнозом РДА Печать

2 апреля отмечается, как всемирный день распространения информации об аутизме. На сегодняшний день, каждый 100-й ребенок в мире страдает аутизмом. До сих пор неизвестны причины развития болезни. Распространение аутизма независимо от расовой принадлежности, региона проживания, социального или имущественного статуса родителей, но выявлено, что болезнь имеет генетический характер. Также неизвестно, почему аутизм в 4 раза чаще встречается у мальчиков, чем у девочек.

 

Работа с родителями ребенка с аутизмом очень специфична, так как поведение такого ребенка иногда сложно объяснить. Коррекционная работа с аутичным ребенком, как правило, требует больших эмоциональных затрат и носит долгосрочный характер. Поэтому бывает и так, что родители, ожидая быстрого эффекта и не получив его, "опускают руки" и приходят в отчаяние. Именно поэтому им так необходима постоянная поддержка психолога или педагогов, которые работают с ребенком.

 

Очень часто аутичный ребенок ведет себя так, будто он не замечает окружающих. Необходимо получить от него "обратную связь": доволен ли он, требуется ли ему дополнительное внимание со стороны окружающих, близких. В этом случае нужно относиться к ребенку с предельным вниманием, следить за проявлениями его состояния, за мимикой, жестами. Знания педагога и родителей об особенностях развития и поведения ребенка должны дополнять друг друга и быть основой для выработки единой стратегии и тактики по отношению к ребенку и в образовательном учреждении, и дома. Таким образом, чтобы помочь аутичному ребенку адаптироваться в детском саду, в школе, да и в жизни, педагог должен работать в тесном контакте с родителями.

 

И педагог, и родители, кроме всего вышесказанного, должны поддерживать контакт с врачом. Только в результате тесного сотрудничества комплексная коррекционная программа, разработанная для конкретного ребенка, окажется эффективной. Ребенку с аутизмом трудно адаптироваться в этом мире, поэтому нужно научиться терпеливо наблюдать за происходящим, и комментировать вслух каждое действие, каждое слово и каждый жест ребенка. Даже если покажется, что малыш никак не реагирует на все старания и на слова, все равно нужно как можно больше говорить с ребенком, облекая в слова все его действия и возможные переживания. Со временем ребенок научится понимать, что слова взрослого непосредственно связаны с их поступками, и что при помощи слов можно выразить мысли, чувства и можно общаться с окружающими. Очень эффективным окажется многократное, медленное, тщательное, выразительное чтение, в процессе которого ребенок с помощью взрослого знакомится с литературными образами героев, осознает логику событий и обстоятельств. Можно использовать и метод совместного рисования, во время которого нужно также активно описывать словами все, что рисуете, называть каждую деталь. Если ребенок не хочет или не может рисовать сам, взрослые действуют руками ребенка сами. Например, можно нарисовать машину, но "забыть" дорисовать одно колесо, затем попросить ребенка дорисовать картинку. Подобная работа способствует развитию восприятия, воображения ребенка, учит его взаимодействовать со взрослыми.

 

Для того, чтобы ребенок чувствовал себя уверенно в детском коллективе, желательно, чтобы родители как можно чаще посещали группу в детском саду или класс. Такая форма работы также укрепляет контакт родителей и педагога, помогает выработать им эффективную программу взаимодействия с аутичным ребенком.

 

К сожалению, многие родители недооценивают значение соблюдения режима распорядка дня для аутичного ребенка. А это является одним из важнейших условий успешной адаптации ребенка для того, чтобы он чувствовал себя в безопасности. Всегда нужно помнить, что аутичный ребенок крайне консервативен, что любое изменение в режиме, в обстановке может вызвать у него агрессию. Для этого необходимо поддерживать привычный для ребенка порядок вещей и действий. Если родителям известны особенности развития их аутичного ребенка и если они действуют в тесном контакте с педагогом и психологом, продвигаясь в одном направлении, то и помощь ребенку может оказаться более действенной. Правильно проводимая коррекционная и развивающая работа специалистов и родителей - это единственная возможность оказать помощь аутичному ребенку в сложном для него мире.

 

Наиболее яркими внешними проявлениями синдрома детского аутизма являются:

-       Отсутствие реакций на эмоции других людей, на изменения социальной ситуации, неконтактность, отсутствие эмоциональной реакции на попытки вступить в беседу с ребенком;

-       Привязанность к ритуалам нефункционального характера, стереотипность в поведении, связанная с напряженным стремлением сохранить постоянные, привычные условия жизни, сопротивление малейшим изменениям в обстановке, порядке жизни, страх перед ними;

-      Использование периферического зрения при всех контактах, т.е. аутист никогда не смотрит в глаза;

-        Недостаточная гибкость речевого выражения, нарушенное использование интонаций при общении;

-        Поглощенность однообразными действиями: раскачивание, потряхивание и взмахивание руками, прыжки, повторение одних и тех же звуков, слов, фраз;

-       Пристрастие к одним и тем же предметам, одним и тем же манипуляциям с ними: трясению, постукиванию, разрыванию, верчению, захваченность стереотипными интересами, одной и той же игрой, одной темой в рисовании, разговоре;

-        Особая характерная задержка и нарушение развития речи, прежде всего - ее коммуникативной функции (примерно в трех из четырех случаев – умственная отсталость).

Подготовила: педагог социальный Гресь Юлия Александровна

 

Государственное учреждение образования «Средняя школа №1 г. Любани» © 2013-2017