ПОЛОЖЕНИЕ о группе психолого-педагогического сопровождения детей с особенностями психофизического развития Печать

 

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Настоящее Положение разработано на основании инструктивно-методического письма Министерства образования Республики Беларусь «О работе в 2018/2019 учебном году педагогических коллективов учреждений образования, реализующих образовательную программу специального образования на уровне общего среднего образования, образовательную программу специального образования на уровне общего среднего образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью», утвержденного заместителем Министра образования Республики Беларусь Р.С.Сидоренко 24 июля 2018 года.

1.2.Настоящее Положение регулирует порядок создания, функционирования и прекращения деятельности группы психолого-педагогического сопровождения (далее – группа) детей с особенностями психофизического развития (далее – ОПФР).

 

 

 

2. ЗАДАЧИ И НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГРУППЫ

2.1. Основными задачами работы группы  являются:

преодоление трудностей, возникших в процессе обучения и воспитания детей с ОПФР;

актуализация личностного потенциала развития детей с ОПФР;

обеспечение положительных межличностных отношений между участниками образовательного процесса;

информирование законных представителей относительно особенностей организации и задач образования и развития их ребенка.

2.2. Группа осуществляет организационно-методическое обеспечение образовательного процесса:

оценка социальной ситуации развития, разработка рекомендаций по максимальному приспособлению образовательной среды к потребностям детей с ОПФР;

составление индивидуальных программ сопровождения детей с ОПФР;

обеспечение преемственности и последовательности в работе с детьми с ОПФР;

анализ эффективности и при необходимости своевременное внесение изменений и уточнений в индивидуальные программы сопровождения, мониторинг успешности протекания процесса интегрированного обучения и воспитания.

На основе оценки состояния обучения и воспитания каждого учащегося и оценки динамики его развития группа может выступать перед центром коррекционно-развивающего обучения и реабилитации (далее – ЦКРОиР) инициатором пересмотра учебной программы и (или) учебного плана специального образования.

2.3. Работа с семьей направлена на:

просвещение родителей в вопросах педагогики, психологии, гигиены детского возраста;

получение родителями научно-популярных знаний об отличительных особенностях детского организма;

развитие умений наблюдать за ребенком, организовывать его деятельность («семейные чтения», «семейные развлечения»);

уважение личности детей с ОПФР и соблюдение их прав;

единство подходов к воспитанию со стороны отца и матери и др.

Особое внимание уделяется работе по активному включению детей с ОПФР в общественную жизнь  учреждения образования, планированию содержательной работы по предупреждению негативных моментов интеграции, формированию позитивного отношения к детям с ОПФР у сотрудников учреждения образования и родителей здоровых детей.

 

3. СОСТАВ ГРУППЫ

3.1. В состав группы входят:

представитель администрации учреждения образования (руководитель группы);

специалист ЦКРОиР;

педагогические (учитель-дефектолог, педагог-психолог, педагог социальный, учителя, работающие с детьми с ОПФР) и иные работники учреждения образования.

Приказ директора учреждения образования о создании группы  издается на текущий учебный год. Общее руководство деятельностью группы  осуществляет заместитель директора по учебной работе учреждения образования.

 

4. ДОКУМЕНТАЦИЯ ГРУППЫ

4.1. Деятельность группы отражается в следующей документации:

план работы группы сопровождения детей с ОПФР, утвержденный руководителем учреждения образования;

план взаимодействия работы учреждения образования с ГУО « Любанский районный центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации» по психолого-педагогическому сопровождению учащихся с ОПФР;

индивидуальные карты психолого-педагогического сопровождения детей с ОПФР;

рабочие материалы заседаний группы (протоколы, вопросы, рассматриваемые на заседаниях, охват учащихся с ОПФР, периодичность проведения заседаний, аналитические материалы результативности работы группы).

аналитический отчет о работе группы за учебный год.

Названные документы хранятся у председателя группы  и должны быть доступны каждому члену группы.

 

5. ЗАДАЧИ (ФУНКЦИИ) УЧАСТНИКОВ ГРУППЫ

5.1. Администрация учреждения:

содействует формированию позитивного отношения у всего педагогического коллектива к интегрированному обучению и воспитанию детей с разными познавательными и образовательными потребностями;

содействует организации необходимой образовательной среды;

обеспечивает базовые условия деятельности членов группы  (просторный кабинет для занятий учителя-дефектолога, для учебных занятий интегрированного обучения, оборудование, освещение, технические средства обучения и коррекционной работы и др.);

анализирует эффективность проводимой работы, контролирует ее организацию.

5.2.Педагог-психолог:

выявляет характер и причины нарушений поведения у детей с ОПФР, деформации личностного развития, межличностных отношений, социального взаимодействия;

разрабатывает индивидуальный план коррекционной работы;

оказывает адресную помощь учащемуся с ОПФР в преодолении выявленных проблем;

консультирует педагогов по вопросу характера и причин проблем в поведении, личностном, социальном развитии и др. конкретных учащихся;

разрабатывает рекомендации по созданию психологически комфортной среды;

организует взаимодействие с семьей каждого учащегося с ОПФР по вопросам создания условий для его полноценного личностного развития либо преодоления его нарушения;

проводит самоанализ собственной деятельности как участника группы;

представляет на заседания группы результаты наблюдений, результаты экспертных опросов педагогов и родителей, результаты обследования самих детей (формой предоставления психологических данных может быть приложение к протоколу психологического обследования, заполняемого педагогом-психологом накануне заседания. В протоколе фиксируются результаты всех обследований в первичной числовой форме и в виде качественного уровневого показателя.)

5.3.Учитель-дефектолог:

проводит углубленное обследование учащихся с нарушениями в развитии;

разрабатывает план коррекционно-развивающей работы с каждым учащимся с ОПФР;

оказывает организационно-методическую помощь педагогическим работникам по вопросам интегрированного обучения и воспитания;

организует взаимодействие с семьей каждого учащегося с ОПФР, вовлекая родителей в решение коррекционно-образовательных задач обучения и воспитания;

осуществляет динамическое изучение успешности процесса коррекции недостатков развития у детей с ОПФР;

проводит самоанализ собственной деятельности как участника группы;

предоставляет результаты своей диагностической деятельности (наблюдений, опросов педагогов и родителей, углубленного речевого обследования учащихся с ОПФР). Обсуждению на заседании группы  подлежат обобщенные материалы состояния устной, письменной речи, познавательных процессов учащихся с ОПФР.

5.4. Учитель, воспитатель группы продлённого дня:

выявляет состояние сформированности различных видов деятельности учащихся с ОПФР (учебной, изобразительной, трудовой и др.), коммуникативных умений;

выявляет особенности поведения детей с ОПФР, симптомы нарушений поведения, межличностных отношений и взаимодействия;

планирует, организует и проводит образовательную и оздоровительную работу по обеспечению полноценного физического и психического развития детей с ОПФР на основе изучения их индивидуальных особенностей, интересов, способностей;

организует взаимодействие с семьей каждого учащегося с ОПФР по вопросам построения жизнедеятельности детей в соответствии с дневным ритмом и недельным ритмом; формулирования и соблюдения правил, регулирующих деятельность и отношения в семье и с окружающими;

проводит самоанализ собственной деятельности как члена группы;

предоставляет на заседание группы результаты своих собственных наблюдений и бесед с педагогическими работниками, педагогическую характеристику деятельности и поведения конкретного учащегося с ОПФР.

5.5. Педагог социальный:

выявляет социальный статус семьи, ситуацию семейного воспитания детей с ОПФР (социально-психологический климат, стиль воспитания в семье, и др.), возможные факторы неблагоприятного воздействия на ребенка, на основе чего заполняет социальный блок карты его развития; в случае необходимости составляет индивидуальную программу работы с семьей ребенка или с ребенком, направленную на организацию семейных взаимоотношений или решение конфликтных ситуаций;

выявляет ситуацию внешкольной деятельности и поведения учащегося с ОПФР, в случае необходимости оказывает ему помощь в организации свободного времени;

содействует авторитету детей с ОПФР в детском коллективе за счет организации активного участия в жизни учреждения образования;

содействует привлечению семей учащихся с ОПФР к активному участию в жизни учреждения образования;

проводит самоанализ собственной деятельности как члена группы.

5.6. Медицинский работник предоставляет на заседание группы:

информацию о состоянии здоровья детей с ОПФР;

информацию о физических особенностях детей с ОПФР.

5.7. Заместитель директора по учебной работе:

содействует формированию позитивного отношения у всего педагогического коллектива к интегрированному обучению и воспитанию детей с ОПФР;

содействует организации необходимой образовательной среды для учащихся на основе комплексной оценки участниками группы актуальной ситуации развития детей и адресного моделирования оптимальных для них условий;

содействует созданию специальных условий для получения образования детьми с ОПФР путем обеспечения  специальными учебниками и учебными пособиями;

обеспечения учителя специальными учебными программами и пособиями, средствами обучения;

координирует деятельность и взаимодействие специалистов группы;

анализирует деятельность группы, ее результативность, контролирует ее организацию;

проводит самоанализ собственной деятельности как члена группы.

 

6. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ЧЛЕНОВ ГРУППЫ

6.1.Члены группы имеют право:

самостоятельно выбирать средства, оптимальные формы и методы работы, решать вопросы приоритетных направлений своей деятельности;

требовать от администрации учреждения образования создания условий, необходимых для успешного выполнения профессиональных обязанностей;

повышать свой профессиональный уровень.

6.2.Члены группы обязаны:

рассматривать вопросы и принимать решения строго в рамках своей профессиональной компетенции;

в решении вопросов исходить из интересов ребенка, задач его обучения, воспитания и развития, работать в соответствии с профессионально-этическими нормами, обеспечивая полную конфиденциальность полученной информации;

принимать решения и вести работу в формах, исключающих возможность нанесения вреда здоровью, чести и достоинству всех участников образовательного процесса;

оказывать помощь администрации, педагогическому коллективу  учреждения образования, родителям (законным представителям) в решении проблем, связанных с обеспечением индивидуального подхода к ребенку;

осуществлять профилактику физических, интеллектуальных, эмоциональных перегрузок.

6.3.Члены группы несут ответственность:

за адекватность используемых диагностических и коррекционных методов, приемов;

обоснованность рекомендаций;

распространение сведений, полученных в результате диагностической, консультационной работы;

соблюдение прав и свобод личности ребенка с ОПФР;

ведение документации и ее сохранность.

 

Государственное учреждение образования «Средняя школа №1 г. Любани» © 2013-2017