План-конспект урока по русскому языку в 9 классе интегрированного обучения и воспитания Печать

 

 

 

Тема. Строение сложных и значение бессоюзных предложений

 

Тема. Глагол как часть речи

Цели урока: формирование умений: устанавливать смысловые отношения между простыми предложениями в союзных и бессоюзных предложениях; использовать различные синонимические конструкции для передачи одного и того же смысла; определять смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения в зависимости от интонации в устной речи;  правильно расставлять знаки препинания в указанных конструкциях.

Цели урока: обобщить и систематизировать имеющиеся знания о глаголе как части речи;

отличать глаголы от слов других частей речи;

развивать умения находить глаголы в предложении и ставить к ним вопросы

Тип урока: комбинированный

Ход урока

I. Организационный момент
Актуализация знаний (кластер)

Синтаксис

Словосочетание              Предложение

Имен      глагольные      простые              сложные

согласование      односост.  двусост.         союзные

управление                                     БСП     ССП   СПП

примыкание                             изъяснительные    

определительные

обстоятельственные

Актуализация знаний

Вставить  подходящие по смыслу слова.

Старик ____ неводом рыбу,

Старуха_____ свою пряжу. (Пушкин).

Девочка_____лесное яблочко, спасибо _____.

Яблоня _____ ее своими ветвями.

Лебеди _____ мимо. («Гуси-лебеди»).

Слова для справок: Ловит, прядет, съела, сказала, заслонила, пролетели.

 

К какой же части речи относятся слова, использованные на месте пропусков? (глагол)

Как ты догадался? Что обозначают все эти слова? (Поставил вопрос,обозначают действие)

Синтаксическая минутка (Разбор и составление схем предложений)

Работа с учебником стр.119 (правило)

Объяснение новой темы

Прочитайте предложения, вставьте пропущенные буквы, объясните их.

Толстые сосульки св…сали с крыш… и обта…вали на солнце. Капли падали с них, звонко уд…ряли о лед, по всем улицам пели песню весны.

Каковы эти предложения по составу? (Простые с однородными сказуемыми).

Замените в первом предложении одно из сказуемых обособленным определением, выраженным причастным оборотом. Можно ли заменить второе сказуемое, не меняя порядок в предложении?

Замените во втором предложении одно из сказуемых обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом. А в этом предложении какое сказуемое нельзя заменить? (Третье – пели). Остановимся на первом варианте.

Составьте из этих предложений: сложносочиненное предложение, сложноподчиненное, бессоюзное. (Устно. 1 – с союзом и, 2 – если, когда, так как)

Обратите внимание на необычайное богатство синтаксической синонимии, то есть на возможность передать одно и то же содержание разными синтаксическими конструкциями, что говорит об огромных возможностях русского синтаксиса. Вместе с тем, есть и отличия в смысловых отношениях сложносочиненного (ССП) и сложноподчиненного (СПП), бессоюзного сложного предложения (БСП). Какие? (В ССП отношения между предложениями равноправные, союз И подчеркивает последовательность происходящих действий. В СПП отношения неравноправные – временные, условные, причинные и т.д.)

Как вы думаете, какой знак препинания нужно поставить в бессоюзном сложном предложении?

Запишите получившееся предложение, автор которого Пришвин.

Проверьте предложение.

Начертите схему этого предложения. [ ]; [ ].

Попробуйте дать определение бессоюзному сложному предложению.

В бессоюзных сложных предложениях отношения между предложениями менее определенные, нежели в ССП или в СПП. Они зависят от входящих в них простых. Велика роль интонации, которая диктует необходимость постановки определенных знаков препинания.

Выполнить упражнения, чтобы научиться отличать глаголы от слов других частей речи.

1.Найди в тексте глаголы и подчеркни их двумя линиями.

Весна голосов… Пригибаясь, ошалело кричит на телеграфном столбе ворона. Над лесной проталиной трепещет, заливается жаворонок. В светлых березняках – теньканье, посвисты, невнятное щебетание. Под снегом в лощине течёт, булькает вода.

Сорока летит над лесом и держит в клюве тяжёлый прутик берёзы. Я присел на пенёк, слушаю звуки весны и радуюсь её приходу. А за спиной и в светлых березняках свист, щебетанье и время от времени шорох – оседает под солнцем последний снег.

 

 

 

2. Найди глаголы,  подчеркни, поставь к ним вопросы (устно).

Звезды меркнут и гаснут. В огне облака.

Белый пар по лугам расстилается.

По зеркальной воде, по кудрям лозняка

От зари алый свет разливается.

Дремлет чуткий камыш. Тишь - безлюдье вокруг.

Чуть приметна тропинка росистая.

Куст заденешь плечом - на лицо тебе вдруг

С листьев брызнет роса серебристая.

Потянул ветерок, воду морщит-рябит.

Пронеслись утки с шумом и скрылися.

V.                Закрепление материала. Анализ текста.

Бессоюзные сложные предложения с предложениями, которые разделяются запятой или точкой с запятой, часто используются художниками слова в описаниях природы.

Запишем под диктовку текст.

Весело пробираться по узкой дорожке, между двумя стенами высокой ржи. Колосья тихо бьют вас по лицу, васильки цепляются за ноги, перепела кричат кругом, лошадь бежит ленивой рысью. Вот и лес. Тень и тишина. Статные осины высоко лепечут над вами; длинные, висячие ветки берез едва шевелятся; могучий дуб стоит, как боец, подле красивой липы. (И.С.Тургенев).

Проверьте записанный текст

Почему во втором предложении мы поставили запятые между частями БСП, а в последнем предложении – точку с запятой?

(Во втором предложении автор перечисляет то, что он видит, когда идет к лесу. Между предложениями, которые представляют собой простые, схожие по строению предложения, перечислительная интонация с небольшими паузами, показывающая смену впечатлений. Это требует постановки запятой.

В последнем предложении автор описывает картину лесной тишины и покоя. Замедленный темп речи, паузы между предложениями становятся продолжительными (о тишине нельзя говорить громко и быстро), голос понижается почти до точки; в простых предложениях есть другие знаки препинания. Перечислительная интонация поэтому в этом предложении обозначается точкой с запятой).

 

1.Запиши 2 предложения из упр.149.

Подчеркни глаголы двумя линиями.

 

 

 

 

 

 

2. Составляем план текста упр.150

План

1.

2.

3.

VI.             Подведение итогов.

Итак, какие предложения называются бессоюзными? Какие Какие знаки препинания могут ставиться в БСП? Когда в БСП ставится запятая, а когда точка с запятой?

 

 

 

О какой части речи мы сегодня говорили?

Что нового ты узнал сегодня на уроке? Чему научился?

Рефлексия

Составить кластер БСП

 

 

Оцените свой уровень

VIII. Домашнее задание.

§ 29. Упр.256 (выписать БСП)

 

 

Стр. 119 – 121, упр.150 (устно)

 

Государственное учреждение образования «Средняя школа №1 г. Любани» © 2013-2017