Консультации по профориентации

Перечень сайтов:

 

http://adu.by/ru – Национальный образовательный портал;

http://www.nlb.by – Интернет-портал Национальной библиотеки Беларуси;

http://histmuseum.by – Нацыянальны гістарычны музей Рэспублікі Беларусь;

http://bellitmuseum.by – Дзяржаўны музей гісторыі беларускай літаратуры;

http://www.artmuseum.by – Национальный художественный музей Республики Беларусь;

http://kupala-museum.by – Дзяржаўны лiтаратурны музей Янкi Купалы;

http://yakubkolas.by – Дзяржаўны літаратурна-мемарыяльны музей Якуба Коласа;

http://bagdanovich.museum.by – Дзяржаўная ўстанова “Літаратурны музей Максіма Багдановіча” (сярод іншых сайтаў  музеяў);

http://kupala-library.iatp.by – Централизованная система государственных публичных библиотек города Минска;

http://zviazda.by – Партал РВУ “Выдавецкі дом “Звязда” (на ім змешчаныя сайты літаратурых выданняў “ЛІМ”, “Маладосць”, “Бярозка”, ”Полымя”);

http://www.warmuseum.by – Белорусский государственный музей истории Великой Отечественной войны;

http://stalin-line.by – Историко-культурный комплекс «Линия  Сталина»

 
Как помочь ребёнку выбрать профессию

 

УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ!

Выбор профессии – важное и ответственное дело! Это сложная задача даже для взрослых людей, обладающих определенной личностной зрелостью. Еще более она сложна для подростков с ограниченными возможностями здоровья.  Поэтому помощь родителей в её решении важна и необходима. Ведь именно родители лучше чувствуют и знают своего ребенка, наблюдают его характер, привычки и интересы в течение многих лет и всегда должны быть готовы прийти на помощь первыми. Выбирая профессию, нужно учитывать в первую очередь интересы ребенка, его склонности, способности, желания, состояние здоровья и только потом семейные традиции, и интересы.

Дайте своему ребенку право выбора будущей профессии:

обсуждайте вместе с ним возможные «За» и «Против» выбранной профессии;

рассматривайте выбор будущей профессии не только с позиции материальной выгоды, но и с позиции морального удовлетворения;

учитывайте в выборе будущей профессии личностные качества своего ребенка, которые необходимы ему в данной специальности;

если возникают разногласия в выборе профессии, используйте возможность посоветоваться со специалистами – консультантами;

"не давите" на ребенка в выборе профессии, иначе это может обернуться стойкими конфликтами;

поддерживайте ребенка, если у него есть возможность, терпение и желание, чтобы его мечта сбылась;

если ваш ребенок ошибся в выборе, не корите его за это. Ошибку можно исправить;

если ваш ребенок рано увлекся какой-то профессией, дайте ему возможность поддерживать этот интерес с помощью литературы, занятий в кружках.

Сделать правильный выбор — значит найти профессию, которая:

интересна и привлекательна («ХОЧУ»). Это те занятия, которые ребёнок делает с интересом, с желанием.

доступна и посильна («МОГУ»). Это возможности человека: его способности, состояние здоровья, уровень знаний и умений.

имеет спрос на рынке труда («НАДО»). Это знание о том, какие специальности пользуются спросом на рынке труда.

 

Подробнее...
 
6 шагов к решению выбора профессии

Итак, задача родителей - не навязывать подростку уже готовое решение, а помочь ему определиться самому. Как это сделать?

 

ШАГ 1. Составьте таблицу профессиональных предпочтений. Выбирая профессию, человек выбирает не только способ добывания денег, но и социальную среду, образ жизни. Предложите ребенку подумать над тем, каким требованиям, по его мнению, должна отвечать его будущая работа. Составьте максимально подробный список таких требований (уровень заработной платы, характер и условия труда, престижность, занятость, реальное трудоустройство и т. д.). Впишите эти пункты в столбцы, а в строки - названия профессий, кажущихся ребенку наиболее привлекательными. Заполняя таблицу, сопоставляйте требование и профессию: если они совпадают, ставьте в этой клетке плюс, если нет - минус. Проанализируйте, какая профессия набрала плюсов больше всего. Возможно, около этой специальности ребенку и стоит искать свое призвание.

Разумеется, такой способ профориентации - не самый точный. Но его преимущество в том, что он предлагает школьнику самостоятельно поразмышлять (и может быть, впервые!) над личной системой ценностей, над тем, каким он видит свое будущее.

 

ШАГ 2. Расширяйте знания о профессиональном мире. Чтобы выбирать, нужно знать, из чего выбирать. Между тем очевидно, что жизненный опыт подростка ограничен, его представления о трудовой деятельности отрывочны, а подчас и нереалистичны. Например, многие старшеклассники утверждают, что собираются стать менеджерами, но на вопрос о том, что это за работа, внятно ответить не могут. Другие смешивают понятия «профессия» и «должность», например заявляют: «Хочу быть начальником!» Кто-то говорит, что любит играть в компьютерные игры, получать информацию из Интернета, поэтому хочет стать программистом. А ведь программист - отнюдь не просто пользователь компьютера. Задача родителя - выступить экспертом, поделиться той информацией, которой он владеет: рассказать, что представляет собой та или иная профессия, какие ограничения она накладывает.

К профориентационной работе можно привлечь друзей и знакомых. Например, если ваше чадо подумывает, не стать ли ему юристом - и среди ваших знакомых как раз таковые имеются, - стоит попросить их пообщаться с вашим ребенком, даже сводить его к ним на работу. Опыт подобного общения может заставить подростка задуматься о том, насколько его представления о выбранной специальности соответствуют действительности.

 

ШАГ 3. Больше информации! Активно (и вместе с ребенком!) собирайте информацию о рынке труда, о новых и перспективных специальностях. В этом могут помочь ежегодно выпускаемые справочники, профессиональные журналы, а также интернет-сайты.

 

ШАГ 4. Предложите ребенку пройти профориентационное тестирование. Чтобы выбрать профессию, необходимо не только разбираться в мире существующих профессий, но прежде всего познать себя - свои личностные качества, способности, стремления. Ведь очевидно, что карьерных высот человек скорее добьется в том деле, которое, с одной стороны, ему интересно, а с другой - соответствует его способностям. Например, дизайнеру важно иметь образное мышление, журналисту - умение связно излагать мысли, инструктору по фитнесу - физическую подготовку и организаторские способности и т. д.

Однако надо иметь в виду, что цель таких тестов - не выдать готовый ответ на вопрос «кем быть», а «запустить» процесс самопознания, помочь ребенку разобраться в том, какой он по складу характера, к чему у него есть склонности, а к чему нет. И ни в коем случае нельзя считать полученные результаты и выводы однозначно верными.

А также вы можете обратиться в Республиканский Центр инновационного и технического творчества  молодежи (г. Минск, ул. Славинского, 12,  Телефон:   267-82-53, 267-60-49, начальник отдела www.rciitt.by).

ШАГ 5. В институт - на экскурсию. Неплохо сводить ребенка на «день открытых дверей» в ВУЗ - и желательно не в один. Не придавайте таким походам чрезмерное значение - ведь совсем не обязательно, что именно здесь ваш отрок захочет провести свои студенческие годы. Идите в ВУЗ просто как в музей - посмотреть, пообщаться, прочувствовать «мое - не мое».

 

ШАГ 6. Обсуждайте альтернативы. Говоря с ребенком о будущей профессии, не зацикливайтесь на одном варианте.

Как правило, сам подросток о запасном аэродроме не задумывается, поэтому для родителей важно поставить перед ним вопрос: что он будет делать, если ему не удастся реализовать намеченное? Наличие альтернативы позволяет снизить у ребенка напряжение и тревогу. Можно спросить прямо: «А чем ты собираешься заниматься, если у тебя не получится стать экономистом?»

А можно обсуждать эту проблему применительно к третьим лицам: «Представляешь, Андрей всю жизнь мечтал стать футболистом, готовился к спортивной карьере, но получил травму, и ему пришлось уйти. Теперь он думает, кем быть».

Никогда не забывайте о необходимости соблюдения чувства меры. Ничего лишнего!

 
Рекомендации родителям по профориентации

1. Информацию о профессиональных планах ребёнка можно получить только в ходе откровенной беседы с ним, ни в коем случае не на бегу. Лучше всего завести разговор как бы «к слову». При этом старайтесь проявлять терпение, такт и искреннюю заинтересованность.

 

2. Если старшеклассник не может четко сформулировать свои планы, надо попытаться понять, с чем это связано.

 

3. Полезно предложить ребенку поработать на каникулах, выбрав какое-то конкретное занятие.

 

4. Если Вас огорчает профессиональный выбор ребёнка, не отговаривайте его и не запрещайте ему что-то категорично. Постарайтесь выяснить, на чем основан его выбор.

 

5. Если старшеклассник только мечтает, а ничего не делает, надо помочь ему составить конкретный план, обсудив, сколько времени у него есть и что необходимо успеть.

 

6. Помогите своему ребенку подготовить «запасной вариант» на случай неудачи на выбранном пути.

 
Роль родителей в профессиональном определении школьников

 

Профессиональная деятельность в жизни каждого человека занимает одно из ключевых мест. С самого рождения ребенка родители задумываются о его будущем, следят за состоянием здоровья, интересами и склонностями, стараются определить дальнейшую судьбу.

Учеба в школе выявляет у детей избирательное отношение к учебным дисциплинам. У отдельных учащихся очень рано обнаруживается интерес к некоторым предметам, склонность к определенным видам деятельности: изобразительной, музыкальной, спортивной и др.

По данным статистики, большинство молодых людей при поступлении в учебные заведения не соотносят выбор профессии со своими психическими и физиологическими возможностями. Поэтому некоторые разочаровываются в правильности своего выбора уже на первом году обучения в профессиональном учебном заведении, другие – в начале своей профессиональной деятельности, третьи – в течение 3-5 лет работы по специальности.

Иногда молодые люди после получения профессионального образования не могут работать по избранной профессии из-за психофизиологических показаний (влияние вибрации, аллергия, слабое зрение и т.п.). В этом случае становится актуальным новый выбор профессии, а переориентация может вызвать психическую травму.

Поэтому для каждого школьника важно соотнести свои жизненные планы с личными способностями и особенностями здоровья. Это весьма сложная медико-психологическая задача, и недооценка ее актуальности часто приводит к серьезным профессиональным и личным проблемам в жизни человека.

Влияние родителей на профессиональный выбор своих детей бесспорно. В некоторых семьях этот вопрос решается авторитарно, исходя из предположения, что родители лучше знают, что нужно ребенку. Поэтому перед психологом-профконсультантом стоит задача согласовать представления учащихся и их родителей о профессиональном будущем старшеклассника.

Обсудить с подростком пути его будущего можно по-разному: у кого-то можно спросить прямо: «А что ты будешь делать, если у тебя не получится стать врачом?», тревожному подростку можно предложить пофантазировать: «Давай представим, какие профессии ты мог бы выбрать», или обсуждать эту проблему применительно к третьим лицам.

Семья – это то пространство, где формируется отношение к профессиональной деятельности. У каждого из взрослых есть свое представление о работе, которое они, порой сами того не ведая, передают ребенку. Если родители относятся к работе как к значимой части собственной жизни, рассматривают ее как средство самореализации и самовыражения, то ребенок с раннего детства усваивает, что удовлетворенность жизнью напрямую связана с работой, и наоборот. Следовательно, огромную роль в выборе будущей профессии играет семья, хотя сами подростки могут и не осознавать этого. Всем известны примеры трудовых династий, когда несколько поколений семьи работают по одной специальности. Таким образом, если подросток выбирает профессию родителей, необходимо обсудить с ним мотивы его выбора, понять, что им движет.

Важно помнить, что профессиональный выбор, сделанный подростком сейчас, не окончательный. Никто не знает, как изменится жизнь через 10-15 лет, какова будет ситуация на рынке труда. Возможно, что профессии, которые в настоящее время оплачиваются достаточно высоко, совсем не будут востребованы, и наоборот.

И, наконец, самое главное для подростков, как бы они ни стремились к самостоятельности, – это ощущение поддержки со стороны взрослого. Для детей важно, что по трудному пути самоопределения они идут не одни, что рядом находится взрослый, который поддержит в трудную минуту и поможет, независимо от выбранного ими пути. Это ощущение придает им уверенность в своих силах и побуждает к достижениям, теперь уже не учебным, а профессиональным.

 

 

 


Государственное учреждение образования «Средняя школа №1 г. Любани» © 2013-2017