В помощь учителю
Особенности организации учебного процесса с детьми с ОПФР Печать

 

Особенности организации учебного процесса с детьми с ОПФР

Учителю об организации образовательного процесса

с учащимися с нарушениями психического развития

(трудностями в обучении)

(Рекомендации специалистов по организации образовательного процесса и обеспечению его эффективности)

1. Обеспечить пребывание ребенка с трудностями в обучении в комфортном психологическом климате. В классе совместной формы обучения одним из важнейших условий должна быть дружелюбная атмосфера. Снижение коммуникативно-познавательной деятельности «особых» детей усиливает чувство одиночества, поэтому с такими детьми надо больше разговаривать, не торопить, не требовать больше того, что они могут сделать, в противном случае при частом невыполнении требований они теряют интерес к учебе. Для них значимы одобрение и похвала, которые выступают в качестве стимула и поддержки при выполнении заданий и требований учителя.

2. Использовать существующую у детей относительно сохранную эмоционально-волевую сферу и их способность к подражанию.

3. Планировать работу по предмету так, чтобы изучаемые темы программного содержания обычной и специальной школы совпадали по максимуму.

Подробнее...
 
Особенности психических процессов детей с ОПФР Печать

 

ИНФОРМАЦИЯ для педагогов,

работающих с детьми с ОПФР

 

Особенности психических процессов у детей с ОПФР

Умственная отсталость — это качественные изменения всей психики, всей личности в целом, явившиеся результатом перенесенных органических повреждений центральной нервной системы. Это такая атипия развития, при которой страдают не только интеллект, но и эмоции, воля, поведение, физическое развитие. Такой диффузный характер патологического развития умственно отсталых детей вытекает из особенностей их высшей нервной деятельности.

У умственно отсталых имеются довольно грубые изменения в условно-рефлекторной деятельности, разбалансированность процессов возбуждения и торможения, а также нарушения взаимодействия сигнальных систем. Все это является физиологической основой для аномального психического развития ребенка, включая процессы познания, эмоции, волю, личность в целом.

Для умственно отсталых характерно недоразвитие познавательных интересов, которое выражается в том, что они меньше, чем их нормальные сверстники, испытывают потребность в познании.

Подробнее...
 
Особенности работы с детьми с ОПФР Печать

 

Только тогда станешь человеком,

когда научишься видеть человека в другом.

А. Н. Радищев

Каждый ребенок приходит в школу с огромным желанием учиться, но если не научить его это делать, то с первых шагов школьной жизни он встретится с трудностями, неудачами, которые постепенно могут погасить его желание учиться. Это вдвойне справедливо для детей с особенностями психофизического развития (ОПФР).

Проблема образования людей с ОПФР сегодня чрезвычайно актуальна. Количество детей и взрослых, имеющих расстройства физического и психического здоровья, значительно возросло. Причин здесь много: техногенная чернобыльская катастрофа, процессы урбанизации, неблагоприятная экология, отягощенная наследственность, алкоголизм и наркомания…

Подробнее...
 
Памятки о работе с детьми с ОПФР Печать

ПАМЯТКА ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ

ИЛИ ПРАВИЛА РАБОТЫ С АУТИЧНЫМИ ДЕТЬМИ

  1. Принимать ребёнка таким, какой он есть.
  2. Исходить из интересов ребёнка.
  3. Строго придерживаться определённого режима и ритма жизни ребёнка.
  4. Соблюдать ежедневные ритуалы (они обеспечивают безопасность ребёнка)
  5. Научиться улавливать малейшие вербальные и невербальные сигналы ребёнка, свидетельствующие о его дискомфорте.
  6. Как можно чаще разговаривать с ребёнком.
  7. Обеспечить комфортную обстановку для общения и обучения.
  8. Терпеливо объяснять ребёнку смысл его деятельности, используя чёткую наглядную информацию (схемы, карты, … ).
  9. Избегать переутомления ребёнка.

 

Подробнее...
 
ПАМЯТКА «Работа учителя с учащимися с особенностями психофизического развития на разных этапах урока» Печать

 

№ п/п

Этап урока

Деятельность учителя

 

 

На всех этапах урока

Стимулирование учебной деятельности:

- поощрение;

- создание ситуаций успеха (подбор заданий, адекватных способностям детей, ситуации личного выбора);

- обстановка эмоционального комфорта, доброжелательности;

- вера в способности ученика (оптимистический прогноз).

1.

При опросе

- Увеличение времени на подготовку у доски, постановка наводящих вопросов, предоставление примерного плана ответа;

-создание условий для использования наглядности, дополнительных материалов;

-анализ и систематизация ошибок учащихся, концентрация внимания на их устранении.

2.

Изложение нового материала

- Поддержание интереса к теме через использование различных методов объяснения;

- частое обращение к учащемуся с вопросами для проверки степени понимания основных элементов излагаемого материала;

- привлечение детей в качестве помощников;

- организация атмосферы диалога;

- учить задавать вопросы учителю при затруднении в усвоении нового;

- многократное повторение.

3.

Самостоятельная работа на уроке

- Разделение сложного задания на этапы;

- ссылки на аналогичные задания, необходимые формулы, правила;

- планирование деятельности (составление плана самостоятельно или по образцу, работа по готовому плану);

- инструктирование об алгоритмах действий, использование карточек с планом действий;

- обязательная проверка (в том числе самопроверка, взаимопроверка);

- стимулирование самостоятельных действий;

- использование дифференцированных заданий;

- предупреждение о возможных затруднениях;

- стимулирование постановки вопросов учителю при затруднениях.

4.

Выполнение домашнего задания

- Подробный инструктаж выполнения задания;

- дифференциация объема задания;

- проверка всех домашних заданий, регулярный опрос;

- исключение перегрузки.

 
16 ноября – Международный день толерантности Печать


Актуальность проблемы толерантности связана  с  тем,  что  сегодня  на

первый  план  выдвигаются  ценности  и  принципы,  необходимые  для   общего выживания  и  свободного  развития  (этика  и  стратегия   ненасилия,   идея терпимости к чужим и чуждым позициям, ценностям, культурам, идея  диалога  и взаимопонимания, поиска взаимоприемлемых компромиссов и т.п.).

«Толерантность – это то, что делает возможным достижение мира  и  ведет от культуры войны к культуре мира», – так говорится в  Декларации  принципов толерантности, принятой генеральной Конференцией ЮНЕСКО в 1995 году.

Подробнее...
 
Методическое сопровождение по организации интегрированного (инклюзивного) обучения в школе Печать

В современных условиях, когда учащиеся, обучающиеся по специальным образовательным программам, интегрированы в возрастные классы (группы) общеобразовательных классов, важным является создание коррекционно-педагогических условий для успешной адаптации и обучения учащихся с ограниченными возможностями здоровья.

Каковы первые шаги в школе по решению вопроса интеграции?

Подробнее...
 
Статья. Формирование толерантного отношения к учащимся с особенностями психофизического развития в социуме школы Печать

В Государственном учреждении образования «Средняя школа № 1 г. Любани» с 2015 года реализуется на районном уровне педагогический проект «Воспитание культуры толерантного отношения к учащимся с особенностями психофизического развития в социуме школы».

 

Подробнее...
 


Государственное учреждение образования «Средняя школа №1 г. Любани» © 2013-2017