ПОНЯТИЕ И СЛАГАЕМЫЕ ЭКОЛОГО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В ШКОЛЕ Печать

Н.А.Костюковец,

заместитель директора по учебной работе

ГУО «Средняя школа №1 г. Любани»

 

Характерно, что природа в деятельности школьников выступает разносторонне, требуя проявления соответствующих способностей. Так, она оказывается объектом заботы и труда, когда учащиеся преобразуют и охраняют ее; объектом и предметом целенаправленного познания, когда они изучают ее закономерности на уроках и дома; реальным пространством, где протекает деятельность; окружающей средой – в путешествиях; объектом и предметом художественного изображения – в процессе творческого воссоздания ее образов в самодеятельном искусстве.


Целенаправленные действия педагогов, применение разнообразных приемов  и методов педагогической работы, вовлечение учащихся в художественное творчество, соревнование и личный пример педагога – одно из слагаемых формирования эколого-образовательной среды в школе.
Другим объективным слагаемым выступает отношение общества к природе, влияющее на школьников. Познание опыта общества не только расширяет знания, но и обогащает использование экономических и нравственно-эстетических оценок окружающей среды. Осмысливая ее материальную и духовную ценность, учащиеся глубже осознают необходимость заботиться о природе.
Третье слагаемое – это процесс воспитания и обучения, в ходе которого учащиеся овладевают общественно ценными отношениями и действиями. От педагогов во многом зависит планирование и организация общественно–полезных действий. Они помогают школьникам овладевать коллективными формами деятельности среди природы, вырабатывают экологически грамотное поведение, рациональное природопользование.  
Четвёртое слагаемое –  собственная деятельность ученика по отношению к  природе и обществу. Природоохранная деятельность определяется знаниями о природе и обществе, полученными при изучении географии, биологии, химии и физики.
Как известно, деятельность характеризуется особым содержанием и своеобразными формами.  Чем младше школьники, тем большая роль в таких ситуациях принадлежит игровым элементам. В подростковом возрасте на первый план выступает опытническая, поисковая, краеведческая, спортивная деятельность.  У старшеклассников ведущую роль получают труд, изучение науки и искусства. Наибольшей популярностью среди ребят пользуются конкурсы:  фотографий «Удивительный мир природы»,  плакатов «Этот мир придуман не нами»; познавательные программы «Знатоки природы», «Экологическая карусель», «Чудеса природы», «Лесные тайны»;  КВН «Природа – наш дом», «Эти забавные животные»; игра-путешествие «По тропе Берендея». Традиционными стали дни леса, защиты животных, болотно-водных угодий, водных ресурсов, птиц, Земли, конкурсы на лучшую поделку из природного материала, «Таланты пластиковой бутылки»,  экологический марафон,  во время которых школьники соприкасаются с прекрасным, учатся беречь природу.

 

С целью пропаганды бережного отношения к миру живой природы работают  лекторские группы. Деятельность лекторской группы – это и изучение Красной книги Республики Беларусь, увлекательные заочные путешествия, обзор журналов «Родная природа», «Юный натуралист».

Проверить свои знания в области экологии учащиеся могут на различных олимпиадах, интеллектуальных играх, при проведении викторин.

Одним из ключевых звеньев функционирования устойчивой эколого-образовательной среды является развитие творческого потенциала через исследовательскую деятельность учащихся, реализацию проекта «Зелёные школы». Такая работа развивает у учащихся самостоятельность, инициативность, ответственность, взаимопонимание, умение отстаивать свою позицию, уверенность в себе.

В школе работает научное общество учащихся «ДИВО» (детский институт важных открытий). В исследовательскую экологическую деятельность мы вовлекаем учащихся с первого класса.  Стало доброй традицией  проводить конкурсы исследовательских работ. На таких конкурсах ребята демонстрируют опыты, проводят эксперименты, учатся дискутировать.   Ребята, занимающиеся ландшафтным дизайном пришкольной территории, учатся грамотно подбирать цветочные растения для создания декоративных цветников, природных сообществ, учитывая не только цветовую гамму растений, но и их эколого-биологические особенности (требования к свету и влаге, составу почвы, способности к размножению), проводят полевые практикумы, опытническую работу, экологическую паспортизацию, благоустройство и озеленение пришкольной территории, убирают экологическую тропу,  оказывают   практическую помощь ГЛХУ «Любанский лесхоз».

Участвуя в экскурсиях, походах, велопробегах, ребята изучают древесно-кустарниковые насаждения, участки реки, озера, дендропарка, природные экосистемы. Наиболее увлечённые  ученики составили экологическую карту Любанского района, на которой отметили охраняемые природные объекты, места обитания редких растений и животных, занесенных в Красную книгу, артезианские скважины, родники.

Таким образом, воспитание экологической культуры в школе осуществляется непрерывно для всех участников образовательного процесса. Усилия педагогов направлены на развитие эколого-образовательной среды, использование активных форм и методов обучения и воспитания, стимулирующих интерес к экологическим знаниям, пробуждающих любовь к природе, желание положительно воздействовать на окружающий мир.

 

 

Список литературы                                                                                                                         

 

 

1. Дерябо С.Д., Ясвин В.П..  Экологическая  педагогика  и  психология.  –

Ростов-на-Дону.: Феникс, 1996.

2.  Каропа Г.Н. Экологическое образование школьников:  ведущие

тенденции   и прагматические сдвиги. – Мн.: НИО, 2001