Экошкола "Живая планета" Печать

Экология – вечная тема, которая не утратит своей актуальности и через много лет. Экологические проблемы носят глобальный характер и затрагивают всё человечество. Главная причина – тотальная экологическая безответственность. В связи с этим в нашей школе уделяется большое  внимание экологическому воспитанию.

 

 

Цель экологического воспитания – формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе экологического сознания, т.е. формирование системы знаний об экологических проблемах современности и пути их разрешения; формирование мотивов, потребностей и привычек экоповедения и деятельности, здорового образа жизни; развитие системы практических умений по изучению, оценке состояния и улучшению окружающей среды своей местности; развитие стремления к активной деятельности по охране окружающей среды.

Изучение экологии ведётся не только на уроках человек и мир, математика, литературное чтение, а на всех уроках. На доступном учащимся уровне, рассматриваются связи между неживой и живой природой, между различными компонентами живой природы, между природой и человеком. Это позволяет школьникам развивать логическое мышление, память, воображение, речь.

Особая чувствительность и эмоциональность младших школьников создают предпосылки для проявления интереса к самому себе, к людям, к своему здоровью, к состоянию природы .

Экологическое воспитание в начальной школе можно представить в виде схемы:

 

Экологическое воспитание

→ теоретические знания о природе

→ практическая связь с природой

→ воспитание экологического мышления

→ воспитание добрых чувств

→ физическое совершенствование

 

Конечная цель экологического образования — ответственное отношение к окружающей среде.

Получая определенную систему знаний на уроках, ученики  могут усвоить нормы и правила экологического поведения в природе. Для этого должно выполняться несколько условий.

Первое важнейшее условие - экологическое воспитание учащихся должно проводится в системе, с использованием местного материала, с учетом преемственности, постепенного усложняясь от 1 к 4 классу.

Второе непременное условие - надо вовлекать младших школьников в посильные для них практические дела – это озеленение школы, уход за цветами, сбор семян растений, охрана, подкормка птиц.

Работая над экологическим воспитанием детей учителя нашей школы, проводят комплексные экскурсии, этические беседы, экологические сказки, дидактические и ролевые игры.  При  этом  целесообразно использовать элементы технологии ИКТ, которые формируют у детей навык самостоятельного изучения и подбора материала, способствуют развитию умения работать с книгой, с электронными носителями информации, развивают компьютерные умения и навыки, реализуют творческий потенциал личности учащихся. Ведь данная работа привлекает не только отдельных учеников, но и в целом класс. Может носить индивидуальный и групповой характер. Учащиеся  учатся работать в команде, презентовать  итоговый продукт своей деятельности.

Важным аспектом экологического воспитания  считается  просвещение родителей. Это в первую очередь знания ими физиологических особенностей детей: правила питания, полезная  пища, физические упражнения, закалка,  умение вести себя в природе, бережно к ней относится. Небрежное отношение к еде, беспорядочное питание, неразумное недоедание тоже является причиной многих заболеваний.

Большое значение в экологическом образовании учащихся имеет внеклассная работа. Системой работы с детьми стали традиционные праздники «Дары осени», конкурс осенних букетов «Разноцветная осень», акции «Бумаге вторую жизнь!», «Очистим планету от мусора», «Зернышко к зернышку», «Сохраним тепло», «Мусор, сдавайся!»,  «Кормушка!», беседы «Птица года – хохлатый жаворонок», «Поможем пернатому другу», игра-практикум «Глаза – главные помощники человека», «Путешествие в страну Здоровья», спортландия «Здоровые дети – здоровое будущее!», проект «Мои домашние питомцы», презентация проектов «Экошкола  –  живая планета». Эти мероприятия  мы проводим в классах  каждый год. Но по мере взросления детей, меняется содержание и форма проведения. Родители — также являются  активными участниками в подготовке и проведении этих мероприятий.

Познавая себя, ребёнок осознаёт, понимает себя как уникальное творение природы. Это помогает ему слушать, слышать и понимать себя и другого; быть внимательным к самому себе и окружающим; уметь противостоять опасностям окружающей среды; уметь находить выход в нестандартных ситуациях; совершенствовать себя физически и умственно.

Дети должны сердцем осознать: Каждый из нас в ответе за будущее окружающей среды.

 

Скачать