План работы учителей-дефектологов Печать

Цель: оказание коррекционно-педагогической помощи обучающимся, осваивающим содержание образовательных программ общего среднего образования и имеющим стойкие или временные трудности в их освоении.

 

Задачи:

-      изучать индивидуально-типологические особенности обучающихся с целью определения оптимальных путей оказания им коррекционно-педагогической помощи;

-      работать над исправлением  или ослаблением  индивидуальных нарушений развития обучающихся;

-      предупреждать  возникновение вторичных нарушений психофизического развития у обучающихся;

-      формировать общие способности к учебной деятельности с целью выполнения обучающимися требований образовательных стандартов дошкольного и общего среднего образования;

-      повышать  уровень интеллектуального развития обучающихся за счет развития психических процессов;

-      формировать позитивную мотивацию к учебной деятельности у обучающихся, развивать  их способности, функции самоконтроля и произвольной регуляции поведения.

 

Направление работы

Цель проведения мероприятия

Предполагаемые сроки

1

2

3

Диагностическое направление

  • Психолого-педагогическая диагностика актуального уровня развития учащихся с ОПФР

Определение соответствия выбранной программы, а также приемов и методов работы, используемых в процессе обучения, реальным возможностям ребенка. Выявление детей, нуждающихся в специализированной помощи.

В течение года

 

Определение причин трудностей в обучении. Определение индивидуальных путей развития ребенка, коррекции и компенсации нарушений; планирование коррекционных мероприятий.

Сентябрь - октябрь, апрель-май

 

 

 

  • динамическое наблюдение за

развитием учащихся

 

Отслеживание динамики развития учащихся, корректировка коррекционных программ, приемов и методов работы.

Октябрь, январь, май

  • наблюдение за учащимися в процессе учебной деятельности

 

Определение характерных особенностей учебной деятельности и поведения учащихся, особеннос­тей развития эмоционально-волевой сферы.

Определение и уточнение причин и квалификация трудностей ребенка в процессе усвоения знаний, умений и навыков  по различным предметам.

Определение соответствующих нарушению уча­щегося условий. Содействие в организации углубленного обследования ребенка на ПМПК города.

В течение года

 

 

В течение года

 

 

 

В течение года

  • изучение усвоения програм­мных знаний, умений и навы­ков (по основным предметам)

(по запросу учителя класса)

II. Составление индивидуаль­ных карт

  • динамического развития учащегося по ре­зультатам анализа получен­ных данных, планирование коррекционных мероприятий

 

 

Осуществление планомерного наблюдения за развитием ребенка в условиях коррекционного обучения.

Октябрь, декабрь, май

III. Коррекционное направление

  • сенсорное и сенсомоторное развитие
  • формирование простран­ственно-временных пред­ставлений
  • умственное развитие
  • нормализация деятельности школьника
  • формирование разносто­ронних представлений о предметах и явлениях

окружающей действительно­сти, обогащение словаря, развитие связной речи

  • формирование приемов, умственной деятельности и способов учебной работы

 

Построение коррекционных программ в соответ­ствии со структурой нарушения в развитии учащихся. Коррекция имеющихся недостатков развития учебно-познавательной деятельности детей с ОПФР.

В течение года

IV. Аналитическое направление

 

  • анализ процесса коррекционного воздействия на разви­тие учащегося и оценка его эффективности

 

 

Корректировка планирования коррекционно-развивающих занятий с учетом достижений школьника.

В течение года

  • осуществление междисциплинарного сотрудничества со специалистами школьного ПМП консилиума

Системный анализ личностного и познавательного развития учащегося. Создание комплексных индивидуальных программ развития.

В течение года

V. Консультативно-просветительское и профилактическое направление

  • выступления на методических объединениях учителей, педсоветах, совещаниях
  • индивидуальные консультации для педагогов

Повышение уровня психолого-педагогической подготовки учителей, формирование у них способности интегрировать дефектологические знания в педагогической работе.

Составление рекомендаций педагогам по исполь­зованию коррекционных приемов и методов в работе с учащимися с ОПФР.

В течение года

  • выступления на родительских собраниях

Пропаганда знаний о возрастных и индивиду­альных особенностях детей, о приемах и методах семейного воспитания детей с нарушениями в развитии. Помощь в осознании родителями особенностей ребенка и его проблем.

В течение года

  • индивидуальные консульта­ции для родителей

Рассмотрение частных случаев семейного воспитания, определение адекватных особенностям конкретного ребенка условий воспитания и развития. Включение родителей в коррекционно-развивающий процесс.

В течение года

VI. Организационно-методиче­ское направление

  • участие в заседаниях школь­ного ПМПК
  • оформление документации
  • организация обследования учащихся на ПМПК города

 

Анализ наблюдений и результатов диагностики, отслеживание динамики развития учащихся. Определение соответствия форм обучения уров­ню развития ребенка.

В течение года

  • осуществление преемственности в работе учителя-дефектолога и учителей начальных классов.

Информирование  учителей начальных классов со спецификой и видами нарушений, затрудняющих успешное овладение учениками чтением и письмом, и обращение внимание учителей на необходимость дифференцированного подхода к ученикам с ОПФР.

В течение года

  • своевременное  пополнение знаний, знакомство с инновационными программами и технологиями;
  • систематический обзор дефектологической литературы;

 

Повышение своей профессиональной квалификации.

В течение года

 

  • подбор методической и коррекционной литературы и пособия, логопедических игр в помощь учителю и родителям;
  • пополнение кабинета дефектолога

дидактическими средствами,

 

развивающими играми и наглядными пособиями, способствующими улучшению в развитии знаний, умений и навыков у учеников с ОПФР.

 

 

Оборудование  кабинета и систематическое оснащение кабинета необходимым дидактическим материалом.

 

В течение года