Статья. Формирование толерантного отношения к учащимся с особенностями психофизического развития в социуме школы Печать

В Государственном учреждении образования «Средняя школа № 1 г. Любани» с 2015 года реализуется на районном уровне педагогический проект «Воспитание культуры толерантного отношения к учащимся с особенностями психофизического развития в социуме школы».

 

Мы осознаем, что формирование толерантного отношения социума к людям с особенностями психофизического развития становится в настоящее время острой проблемой, требующей серьезного внимания к ней. По последним данным Министерства образования Республики Беларусь,  более 130 тысяч детей в нашей стране имеет отклонения в психофизическом развитии. Тенденция к сокращению специальных школ-интернатов привела к тому, что почти 60% детей с особенностями психофизического развития обучаются в учреждениях образования по месту жительства.

 

И сейчас в обществе  формируется новое отношение к ребенку с особенностями  как к социально  психологически равноправному себе.  Признается равноправие всех детей в получении образования.  Приветствуется стратегия гуманизации.  Кодекс Республики Беларусь об образовании гарантирует создание необходимых условий для обучения детей с особенностями психофизического развития (далее ОПФР), их социальной адаптации и интеграции в обществе. Поэтому интегрированное обучение и воспитание детей с особыми образовательными потребностями в общеобразовательных учреждениях – ведущая тенденция развития системы специального образования. Однако успех интеграции зависит не только от результативности работы педагогов с детьми с особенностями, но и от характера отношения к нему здоровой части общества. К сожалению, наш социум не всегда готов оказать поддержку, внимание и заботу людям с особенностями. Опыт работы нашей школы также подтверждает это. Таких ребят у нас 19 и 13 детей-инвалидов.  Некоторые родители, учащиеся, учителя не сразу принимают интегрированную форму обучения и воспитания разных по своим возможностям детей. Особые страхи и опасения существуют и у родителей, воспитывающих детей с особенностями: готовы ли ровесники данной категории детей принимать их такими, какие они есть, и взаимодействовать с ними. Назрела необходимость воспитания толерантного человека и появилась возможность это осуществлять через овладение культурой толерантности, понимание права других быть самими собой во взаимоотношении с окружающими.

 

Мы понимаем, что наше общество не будет полноценным до тех пор, пока люди, имеющие особенности в развитии, не будут ощущать себя и восприниматься окружающими как полноправные члены общества. Поэтому именно толерантность как культурная норма сегодня очень нужна цивилизованному обществу. Необходимо развивать социальный и эмоциональный интеллект личности и такие их составляющие, как доверие, сочувствие, сопереживание, понимание сути «инаковости», отличие от других.

По решению исполкома наша школа с 2010 года является опорным учреждением образования, осуществляющим образовательную интеграцию детей с особенностями психофизического развития. Поэтому мы работаем над решением следующих задач:

 

- создание адаптивной, безбарьерной, пространственной среды,  включающей свободный доступ как в учреждение образования, так и в его помещения;

- создание доступного развивающего пространства;

- пропаганда инклюзивных процессов в образовании;

- организация профессиональной ориентации учащихся с ОПФР.

 

В 2011 году построен пандус во внутреннем дворе, в 2012 – со стороны центрального входа, в этом году этом году оснащен современным оборудованием пункт  коррекционно-педагогической помощи и кабинет интегрированного обучения за счёт средств районного бюджета и средств внебюджетной деятельности. Пространство кабинетов зонировано, имеются необходимая мебель,  компьютер, учебные пособия  и специальные программы, демонстрационный и раздаточный материал, наглядные пособия.

Инклюзивное образование реализуется  через педагогический проект «Воспитание культуры толерантного отношения к учащимся с особенностями психофизического развития в социуме школы». Важным  аспектом толерантности,  представляющим интерес для участников образовательного процесса, является  ценностное отношение к личности ребенка с особенностями психофизического развития, признание его достоинств.

Актуальность данного педагогического проекта обусловлена факторами:

  • необходимостью внесения изменений в практику работы учреждения образования при организации интегрированного (совместного) обучения и воспитания детей с разными образовательными возможностями с целью повышения его качества;
  • потребностями педагогов в результативности своей деятельности, в обновлении повседневной практики работы с учащимися с особенностями психофизического развития;
  • опытом организации в школе деятельности группы психолого-педагогического сопровождения детей с особенностями психофизического развития;
  • взаимодействием с ГУО «Любанский районный центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации»;
  • наличием квалифицированных кадров с высоким потенциалом (учителя-дефектологи ПКПП и классов интегрированного обучения и воспитания, учителя начальных классов, учителя-предметники).

Смысл деятельности учителя – в формировании толерантных отношений. Этому способствуют мероприятия, проводимые для учащихся классными руководителями совместно с родителями и педагогом-психологом (классные часы, ролевые игры, акция «Помоги детям из детского дома» и другие КТД), коррекционно-развивающие игры, занятия, проводимые учителями-дефектологами, педагогами дополнительного образования. Кроме того, педагогом-психологом ведется работа с педагогами и родителями: индивидуальное консультирование учителей, учащихся и их законных представителей, выступления на родительских собраниях, подготовка памяток для классных руководителей. Праздничные концерты, выставки, спортивные праздники дают возможность учащимся с ОПФР показать себя наравне с другими ребятами.

Организация профессиональной ориентации учащихся с ОПФР осуществляется как классными руководителями, так и учителями-предметниками в урочной и внеурочной деятельности и через сотрудничество с Любанским сельскохозяйственным профессиональным лицеем. С 2010 года 6 выпускников учреждения образования успешно завершили обучение и воспитание по образовательной программе специального образования на уровне общего среднего образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью и получили свидетельства о специальном образовании. Все  выпускники продолжали и продолжают обучение в Любанском сельскохозяйственном профессиональном лицее. По результатам патронатного сопровождения выпускники успешно социализированы,  работают в городе и нашем районе по полученным специальностям.

Мы уверенны, что воспитание культуры толерантного отношения к учащимся с особенностями психофизического развития в социуме школы –   это фактор, способствующий повышению качества процесса и результата образовательной интеграции.

 

 

Заместитель директора по УР ГУО «СШ №1 г. Любани»  А.А. Ласевич