План-конспект урока по русскому языку в 9 классе интегрированного обучения и воспитания Печать

 

 

 

Тема: Сложноподчиненные предложения: строение сложноподчиненного предложения, знаки препинания в сложноподчиненном предложении.

 

Тема: Правописание слов с парными глухими и звонкими согласными в корне

Цели:

- закрепить знания учащихся о СПП, обобщить представления о его строении;

-  формировать умение определять главную и придаточную  части в СПП, ставить смысловой вопрос от главной части к придаточной, строить схемы СПП;

- определять место придаточной части по отношению к главной, совершенствовать пунктуационные навыки.

Воспитывать культуру общения, способствовать воспитанию положительного отношения к процессу обучения.

 

Цели:

-развивать умение проверять слова с парными по глухости-звонкости согласными звуками в корне;

-сравнивать искомую букву в проверочном и проверяемом словах.

-отрабатывать последовательность действий при обозначении согласных звуков буквами.

Способствовать воспитанию положительного отношения к процессу обучения.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Погружение в тему урока, целеполагание. Наблюдение над предложением.

На прошлых уроках мы говорили с вами о сложносочиненных предложениях. Давайте вспомним и дадим определения некоторым терминам.

1. Фронтальный опрос

-  Дайте определение сложного предложения. (Сложным называется предложение, состоящее из нескольких частей, каждая из которых имеет собственную грамматическую основу, связанных в единое целое по смыслу и интонации.)

Хочу обратить ваше внимание на то, что не следует называть части сложного предложения простыми предложениями, так как они не обладают таким признаком простого предложения, как интонационная завершенность, и приобретают законченность интонационного рисунка только в составе сложной конструкции.

- Какие предложения называются сложносочиненными?  (Сложносочиненным называется сложное предложение, части которого равноправны и соединены сочинительными союзами: и, да (в значении и), ни – ни, тоже, также (соединительные; перечисляются явления, которые происходят одновременно, или явления, которые следуют одно за другим), или (иль), то – то, не то – не то (разделительные; указывается на чередование явлений, на возможность одного явления из двух или нескольких), а, но, да (в значении но), однако, зато, же (противительные; одно явление противопоставляется другому).
3. Что такое пунктуация? (Пунктуация – это система знаков препинания и правил их употребления. Пунктуация служит для передачи на письме особенностей строения предложения, его интонации и для членения текста.)
а теперь обратите внимание на доску.

 

2.На доске записано предложение:

Школа — это мастерская, где формируется мысль подрастающего поколения.
A. Барбюс

Запишите это предложение в тетрадь. Как вы понимаете смысл этого предложения? О чем оно? Что вы можете сказать о данном предложении?

(Это сложное предложение, т.к. имеет две грамматические основы).

А мы можем назвать это предложение ССП? Попробуйте доказать, что это не так (или так), исходя из ваших знаний о ССП. Вспомните правило. Части этого предложения равноправны?

Части этого предложения не равноправны. От одной части можно задать вопрос.

Итак, мы подошли к нашей новой теме, в которой мы познакомимся с такими сложными предложениями, в которых части не равноправны. Главная часть подчиняет себе придаточное.

Такие предложения называются сложноподчиненными.

Запишем тему.

Выделим в этом предложении главную и придаточную части. Зададим вопрос от главной части.

[Школа — это мастерская](какая?), (где формируется мысль подрастающего поколения).

 

3.Постановка целей урока.

Повторить знания о СПП, обобщить представления о его строении;

Формировать умение определять главную и придаточную  части в СПП, ставить смысловой вопрос от главной части к придаточной, строить схемы СПП;

Определять место придаточной части по отношению к главной, совершенствовать пунктуационные навыки.

 

II.  Выразительное чтение

  1. Упр. 103, стр.82 - 83

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

III. Объяснение нового материала

1.Работа с учебником.

(Ученики пробуют сами сформулировать правило: сложноподчинённым предложением называется такое сложное предложение, части которого связаны между собой подчинительными союзами (или союзными словами) и находятся в отношениях формального неравноправия)

 

2.Составление опорного конспекта.

СПП

[ главная часть], ( придаточная часть)

подчинительный союз,  союзное слово

3.Составление схем

[ главная часть], ((союз/ союзное слово) придаточная часть).

((союз/ союзное слово) придаточная часть), [ главная часть].

[ главная часть, ((союз/ союзное слово) придаточная часть) , главная часть].

4.Работа с упр.102

 

Объяснение новой  темы урока. Наблюдение над языковым материалом.

  1. Упр. 104 (выполнение по образцу)
  2. Чтение правила стр.84
  3. Выполнение упр.85. Какие буквы вы вставите в слова (выберите и  подчеркните)? Объясните свой выбор.

Скри( п, б) ка, ду (б, п), тра (в,ф) ка, сторо (ж, ш), мё (д, т), доро (ш, ж)ка, вол (к,г), вра (г, к), ни (з, с)кий, сла (д, т)кий, у (з,с) кий, горо (т,д), заво (д, т), расска (з, с), сле (д, т), вни (с, з), горо (г, х), электрово (з, с)

 

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

IV. Закрепление нового материала
1.Найди пару (упр.101)

2.Работа с текстом

- Выразительное чтение

Образование … Это слово имеет множество определений. Говорят, что образование – это погружение человека в прошлое, настоящее, будущее культуры. Прошлое – это те основы, нравственные ценности, которые складывались в течение многих веков. Настоящее – это та реальность, которая окружает человека и создается им на протяжении его собственной жизни. Будущее – это надежды, выраженные разными способами. Каков должен быть объем тех знаний, которые нужны человеку, чтобы считать себя образованным? Каждый решает для себя. Мне кажется, что очень точно об этом сказал психолог Лэндрет: «Образование – это то, что остается, когда все выученное забывается».

- Ответы на вопросы:

Определите тему и основную мыль текста (Что такое образование? Образование имеет множество определений.)

А по вашему, что такое образование? Для чего оно нам необходимо?

- Работа со СПП: найти СПП, подчеркнуть грамматическую основу, составить схемы предложений.

3. Конструирование предложений (упр.104)

  1. IV. Закрепление нового материала

1. Исправь ошибки в стихах Незнайки.

Пончик любид лимонат,                     Торопышка любит торд

Шоколат и мармелат.                           И из персикоф компод

А Авоська плюжки                               Все мы слаткоешки,

И слаткие ватружки.                             Щёлкаем орежки.

 

2. Вставь пропущенные буквы д – т , подбери проверочные слова.

Де…-

Сла…ко –

Обе… -

Заво… -

Крова…ь –

Го…-

Ко…-

Лимона…-

 

3. Вставь пропущенные буквы.

Быль за ска…кой не угонится.

На чужой сторону…ке рад своей ворону…ке.

Ле..ка ноша на чужом плече.

Сладок  мё…, да не по две ло…ки в ро….

Одному вер…ки, а другому коре…ки.

V. Подведение итогов урока.

1. Опрос «Ты – мне, я - тебе»

-Что нового вы узнали на уроке?

- На что следует обратить особое внимание, чтобы избежать ошибок?

- Какие предложения называются СПП?

- Как определить главную и придаточную части в СПП?

- Что нужно помнить, чтобы правильно строить схемы СПП и расставить знаки препинания?

- Определите, сумели ли мы достичь цели урока?

Чтение правила стр.84

VI. Рефлексия.

Выберите нужную фразу и продолжите:

- Я узнал …

- Я научился …

- Я смогу …

Оцените свою работу на уроке

 

 

VII. Домашнее задание.

§13, упр.103; повторить правописание –н- и –нн- в суффиксах имен существительных и наречий.

 

Стр. 86, упр.108 (выписать слова с пропущенными буквами и записать проверочные слова)